Национально-освободительное движение казахов в начале XX в.

Национально-освободительное движение казахов в начале XX в.
В начале XX в. казахи, обреченные колониальной политикой царизма на нищету, почувствовали угрозу даже своему существованию как этносу. Это вызвало новый подъем национально-освободительного движения, идущего по двум направлениям. Традиционалистское и панисламистское направление, связанное с мусульманским движением Средней Азии, пользовалось огромной поддержкой духовенства и национальной интеллигенции Южного Казахстана. Пантюркистское и модернистское направление базировалось на идеях тюрко-мусульманского единства и поддерживалось интеллигенцией и молодой казахской буржуазией.

Казахское байство, приспосабливая свое хозяйство к требованиям рынка, постепенно изменяло свою экономическую природу. Одновременно занималось и товарным скотоводством, земледелием и торговлей.
Появились казахские купцы-предприниматели. Многие из них продолжали вести свое хозяйство в ауле, владея большими стадами скота и имея значительные площади под посевами зерновых культур. Эти купцы были тесно связаны с рынком и вели коммерческие операции с крупными российскими фирмами и банками, выступая главным образом поставщиками сырья для их промышленности. Казахский капитал наталкивался на конкуренцию русских капиталистов, владеющих большей частью предприятий по первичной обработке животноводческого сырья и других продуктов сельского хозяйства. Кроме того, переселенческая политика задевала и экономические интересы байства. Именно поэтому казахская буржуазия стояла в оппозиции к царским властям в отличие от других колоний, где компрадорская буржуазия зачастую сотрудничала с колонизаторами.

Казахская буржуазия и национальная интеллигенция возглавили антиколониальную борьбу на новом этапе. Уже с 1902 г. царская  охрана стала перехватывать распространявшиеся среди казахов подпольные антиправительственные прокламации панисламистского духа. Летом 1905 г. освободительное движение начинает приобретать новые формы. В степи начали организовываться митинги по случаю ярмарок, появились политические статьи на страницах русских и казахских газет.
Подъем национально-освободительной борьбы.

Казахский съезд, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке близ г. Каркаралы, принял петицию к председателю Совета министров, основные требования которой состояли из следующих пунктов: прекращение переселения крестьян из центральных губерний; организация отдельного духовного управления для казахов; отмена цензуры; введение официального делопроизводства на казахском языке; введение суда присяжных; участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной Думы.

В то же время казахские депутаты участвовали в Общероссийских мусульманских съездах в 1905-1906 гг. Один из казахских депутатов, Шахмардан Кожагулулы стал членом Президиума партии «Иттифак-аль-Муслимии» (Союз мусульман). С 1905г. появляются политические статьи казахских авторов как на страницах мусульманских изданий, так и в русской оппозиционной прессе.

В конце 1905 г. в г. Уральске состоялся Первый обшеказахский съезд, поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, однако более радикальной и отражающей интересы коренного населения края. Во главе национально-освободительного движения встали лучшие представители казахской интеллигенции: Алихан Бокейхан (Букейханов), Миржакып Дулатулы (Дулатов), Бакытжан Каратай (Каратаев), Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Шокайулы (Чокаев), Ахмет Байтурсын (Байтурсунов) и др.

Царское правительство, обеспокоенное консолидацией казахской оппозиции, начало репрессии против ее руководителей. В январе 1906 г. был арестован А. Бокейхан, направлявшийся в Семипалатинск для подготовки второго общеказахского съезда. Съезд тем не менее состоялся в феврале того года, на нем присутствовало 150 делегатов. На съезде была одобрена программа российских кадетов, в которой содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян.

Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов, хотя А. Бокейхан входил в состав центрального комитета этой партии. Репрессии и аресты не позволили казахским патриотам образовать свою политическую партию, но политическая борьба продолжалась по двум направлениям. Казахские депутаты стали активно использовать трибуну Государственной Думы, появилась казахская политическая пресса.

В состав 1 и 2 Думы были избраны и депутаты от казахских областей, в том числе освобожденный из Павлодарской тюрьмы А. Бокейхан, Ш. Кожагулулы, Б. Каратай. Они выступили за новую аграрную реформу, пересмотр переселенческой политики. На заседании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратай сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда председательствующий прервал депутата, Каратай сделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию «частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода». Однако предложения казахских депутатов остались без ответа. Более того, по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г. народы Средней Азии и Сибири вообще были лишены депутатских мест в Думе. После этого начались новые репрессии против лидеров освободительного движения казахов. В 1908 г. вторично был арестован А.Бокейхан, а в июле 1909 г. — А. Байтурсын.

В 1910 г. он был освобожден, но выслан из пределов казахских областей.
Казахская политическая пресса.
Полицейский террор, начавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов.
Однако теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу-два печатных органа. В январе в типографии «Энергия» в Троицке появился ежемесячный журнал «Айкап», издаваемый Мухаметжаном Сералиулы и Еркемом Алимулы. Журнал был крайне модернистского толка, испытывал на себе влияние революционного панисламизма и пантюркизма, открыто и резко выступал против царизма и русского присутствия в степи.

В марте 1911 г. вначале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета «Казакстан», редакторами которой были Батырша Каирнияз, Мухаммед Кураш и Омар Караши (Карашин). Возглавлял редакцию Султан Сагинкерей Бокей (Букеев). Газета была революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь «Казакстан» появился только в 1913 г.
Политический характер имели и многие литературные произведения, увидевшие свет в этот период. В 1909 г. в г. Уфе был опубликован сборник стихов Миржакыпа Дулатулы «Оян казак». Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.

С 1913 г. начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты «Казак». Она издавалась в Оренбурге на средства Мустафы Оразаева и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража — 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсын, окруженньй целой плеядой талантливых казахских журналистов и писателей: Алихан Бокейхан, Миржакип Дулатулы, Халел Досмухамедулы, Магжан Жумабай, Жусипбек Аймауытулы и др. «Казак,» противостоял колониальной политике царизма, воздерживаясь однако от призывов к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты на протяжении 1913-1916 гг. сложились актив и сторонники будущей партии «Алаш». Газета раздражала царскую охрану антиколониальным характером публикаций, ее на протяжении 1913-1916 гг. закрывали 26 раз и сам А. Байтурсын неоднократно арестовывался.

Несмотря на репрессии со стороны властей, национально-освободительное движение в начале XX в. все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму. Период 1905-1914 гг. подготовил появление казахской политической партии и новый подъем освободительной борьбы.