Джунгарские предки казахов

Дмитрий Верхотуров

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками.

В казахской исторической памяти с войной с джунгарами связано очень многое. В числе событий, память о которых тщательно сохраняется, находится одна из крупнейших побед над джунгарами в местности Кара-Сиыр на берегу реки Буланты в 1728 году, после битвы названной Калмак-Крылган. Сохраняется память о внезапном нападении джунгар и разгроме ряда казахских родов — год великого бедствия – Актабан-Шубырынды, 1723 год.

Сюжеты и герои войны с джунгарами становились персонажами эпоса, сказаний и песен. В советское время историю джунгаро-казахских войн изучали преимущественно по письменным источникам: русским, китайским, монгольским, не уделяя внимания богатому пласту казахских сказаний. В независимом Казахстане уже появились исследования, привлекающие этот материал, но его изучение только начинается.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта война составляет одну из важных основ казахской исторической памяти.

Правда, в связи с казахо-джунгарскими войнами обозначилась тенденция к тому, чтобы опрокинуть реалии более чем двухвековой давности на современность, и использовать эту давно прошедшую войну в качестве идеологического обоснования ненависти к монголам, калмыкам, а также народам, которые были вассалами Джунгарии и воевали на ее стороне.

Иногда война с джунгарами подается как непримиримое столкновение казахов и ойратов, буквально битва насмерть. Разумеется, такие моменты в длинной череде казахо-джунгарских войн бывали во множестве и не раз противостояние доходило до пика взаимного ожесточения. Это ожесточение также часто пытаются опрокинуть на современность и использовать в политических целях.

Сама мысль о том, чтобы постоянно ворошить ненависть войны, закончившейся два с половиной века назад, выглядит более чем странной. Это можно было бы как-то понять, если бы казахи проиграли войну с джунгарами и пытались, условно говоря, «перевоевать» ее ради укрепления национального самосознания. Но на деле, как всем прекрасно известно, все было наоборот: казахи войну с джунгарами выиграли, Джунгария рухнула и исчезла с политической карты Центральной Азии.

Все точки над «ё» давно расставлены: Джунгарии – нет, а Казахстан существует. Казалось бы, что тут еще можно сказать?

Конечно, пусть каждый верит, во что хочет. Но есть упрямые факты. Казахи и ойраты иногда воевали вместе, в одном строю. Джунгары и их бывшие вассалы во множестве попадали в плен в казахам, пополняли ряды толенгутов, в дальнейшем полностью растворившись среди победителей.

Примеры объединения казахов и части ойратов стоит начать с истории, как казахский хан Аблай косвенно участвовал в дворцовых переворотах в Джунгарии, поддерживая одну из противоборствующих сторон.

В начале 50-х годов XVIII века Джунгария ослабла под ударами с двух сторон, с запада от казахов, с востока – от империи Цин. Некогда сильное и грозное государство определенно покатилось к закату. В самой Джунгарии шла ожесточенная борьба между группировками знати, стремящимися захватить ханский престол. В 1749 году Лама-Доржи организовал заговор против Аджа-хана, который увенчался успехом. Аджа-хан был убит, а Лама-Доржи занял джунгарский престол[1]. Это стало сигналом для других группировок, котрые включились в борьбу против узурпатора. В том же году возник заговор знати с целью возвести на трон Цэвэндама, однако он провалился и претендент был вскоре казнен.

Лама-Доржи проявил себя весьма подозрительным и жестоким человеком, не желавшим давать противникам шансов на успех. Угроза расправы нависла над всеми остальными представителями джунгарской знати, имевшими права на ханский титул. Племянник джунгарского хана Галдан-Цэрена (умершего в 1745 году) – Давачи и хойтский князь Амурсана решили воспользоваться покровительством казахов и сбежали в 1751 году из Джунгарии к Аблай-хану. Судя по дальнейшей биографии этих людей, замысел побега был выдвинут Амурсаной, который потом еще неоднократно отличился «перелетами».

Аблай-хан принял джунгарских беглецов, поскольку покровительство им открывало широкие возможности для подчинения изрядно ослабевшего в длительных войнах давнего противника казахов. Давачи и Амурсане были выделены кочевья среди кочевий Среднего жуза.

С этого момента начинается активное участие казахского хана в джунгарских дворцовых переворотах. Лама-Доржи потребовал от Аблай-хана выдачи беглецов, на что был дан решительный отказ. В сентябре 1752 года Лама-Доржи собрал 30-ти тысячную армию и пошел в поход. Но джунгарский хан потерпел сокрушительное поражение от казахского войска, был вынужден отступить обратно в Джунгарию, при этом отказавшись от предложения мира со стороны Аблай-хана.

Зимой 1752 года Давачи и Амурсана предложили Аблаю дерзкий план устранения хана-узурпатора. После разгрома у него начались очень серьезные проблемы. Когда Лама-Доржи был в походе, в Джунгарии состоялся очередной дворцовый переворот, в ходе которого ханом объявил себя дербетский князь Иэмхэжаргал. Он сумел подчинить себе большую часть джунгарских улусов[2]. Разбитый казахами Лама-Доржи не смог выдворить соперника, и жил в почти не охраняемой ставке, на которую можно было напасть небольшим отрядом. Аблай поддержал этот план, выделив им 500 отборных батыров. Еще 150 воинов Давачи и Амурсана смогли тайно набрать в ойратских кочевьях по Или среди противников Лама-Доржи [3].

В самом начале января 1753 года, казахско-ойратский отряд совершил рейд по Джунгарии и успешно напал на ставку джунгарского хана. Лама-Доржи был захвачен в плен и 12 января 1753 года казнен. Давачи был провозглашен джунгарским ханом.

Давачи удалось расправиться с другими претендентами на джунгарский престол и на короткое время стать полноправным ханом. Однако, интересы бвыших союзников: Давачи и Амурсаны, разошлись. Амурсана не получил той власти, на которую рассчитывал, а Аблай-хан стал поддерживать Давачи, как относительно законного хана Джунгарии.

Тем временем, Цинская империя приготовилась к окончательному сокрушению Джунгарии. В начале 1754 года была объявлена мобилизация, в ходе которой было собрано 150 тысяч лошадей для похода, собрана огромная казна в 3 млн. лян серебра для обеспечения боевых действий. Ударный отряд цинов составили: 10 тысяч воинов из Халха-Монголии, 20 тысяч воинов из Южной Монголии, 10 тысяч знаменных маньчжурских войск, а также 10 тысяч китайских солдат, которые в основном оставлялись в гарнизонах и охраняли обозы с продовольствием.

Было очень тщательно проведено планирование нападения. Были учтены особенности дорог в Джунгарию, были подсчитаны запасы воды вдоль маршрутов, созданы магазины с продовольствием. Армия разделилась на две группировки, и двумя маршрутами двинулась в Джунгарию[4]. Император Хун Ли считал, что силы Давачи истощились и настало время его разбить.

Амурсана, оценив расстановку сил, в августе 1754 года с 4 тысячами своих сторонников переметнулся на сторону цинского императора, получив от него титул цин-вана. По всей видимости, это был человек авантюрного склада характера, стремившийся к власти любой ценой и не особо выбиравший средства.

Цинская армия сосредоточилась на границе Джунгарии. Весной 1755 года начался решающий поход, в ходе которого Джунгария была окончательно разгромлена. Это было полное и сокрушительное поражение джунгар. Уже к июлю 1755 года цинские войска вышли к Или.

Хан Давачи, потерпев полное поражение, с остатками своего войска бежал к границам казахских владений. Аблай-хан дал ему в подкрепление 3 тысячи воинов. Давачи намеревался отбить Кашгарию, но ничего сделать не успел. Передовой отряд цинских войск под командованием Амурсаны, в мае 1755 года настиг хана в его ставке на реке Текес, одном из притоков Или. Давачи бежал, не приняв боя, но 8 июля 1755 года попал в плен[5]. Это был конец Джунгарского ханства, которое 19 июля 1755 года было официально присоединено к Цинской империи. Впрочем, Амурсана недолго был на цинской службе. Вскоре после крушения Джунгарии он поднял мятеж, но достичь успеха не смог.

Разгромленные джунгары частью попали под власть цинского императора, часть из них бежала в Россию, и позднее получила разрешение пройти до Волги, а некоторая часть бежала в казахские степи и осела среди казахов. Ойратские воины участвовали на стороне казахов в быстротечной казахо-цинской войне 1756-1757 годов, когда Аблай-хан два раза разгромил цинские войска: у горы Калмак-Толагай в Семиречье, а затем на реке Аягуз[6]. После этих поражений, империя Цин заключила мир с казахским ханом.

В истории пополнения казахских родов ойратами большую роль сыграл Шанды-Жорык, или «Пыльный поход».

В январе 1771 года ойраты-торгоуты приняли решение откочевать с низовий Волги обратно в Джунгарию. 30909 семей по русским данным, около 170-180 тысяч человек, двинулись в путь[7]. Это переселение русские историки вслед за документами той эпохи называли «торгоутским побегом». После переправы по замерзшей Волге, ойраты рассчитывали пройти через степи Младшего и Среднего жузов, выйти к Балхашу и от него через Семиречье пробиться в Джунгарию.

Однако вскоре ойраты потерпели поражение от хана Младшего жуза Нурали, который захватил множество женщин и детей в плен, и потребовал от остальных возвращеия назад. Ойратские тайджи не подчинились его требованию и продолжали движение в обход кочевий Младшего жуза. Весной ойраты переправились через Тургай и почти без остановок прошли через степь Сары-Арка и остановились на реке Шошил у озера Балхаш.

По пути казахи постоянно нападали на ойратов, отбивая мелкие группы от основного потока, захватывали в плен отставших. Ойраты постоянно теряли людей, скот, имущество. Но при этом казахи не пытались навязать ойратам решающего сражения.

На стоянке у Балхаша ойраты были окружены войском Аблай-хана, собранным заранее для решающего удара по ойратам. После трехдневных переговоров, ойраты внезапно пошли в атаку и прорвали окружение, бросившись вдоль южного берега Балхаша в Джунгарию. Их преследование и получило название Шанды-Жорык.

Небольшая группа под командованием Тинжу-тайджи незаметно выскользнула из-под преследования и двинулась вдоль северного берега Балхаша, по наиболее тяжелому маршруту. Они смогли беспрепятственно пройти почти до самой Джунгарии и были перехвачены только на Или[8].

Итог этого «торгоутского побега» и Шанды-Жорык был таков. В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тысяч ойратов, которые были приняты цинскими властями и поселены на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен в казахам. Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.

Большая часть взятых во время Шанды-Жорык в плен ойратов стала рабами. Однако часть из них, в основном представленная воинами, заняла другую социальную нишу – стала толенгутами. Это были люди, перешедшие под покровительство султанов, преимущественно иноземцы[9]. Султаны в то время набирали много толенгутов, к примеру, Аблай имел 5 тысяч толенгутских хозяйств, около 25-30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии [10].

Подавляющее большинство толенгутов во второй половине XVIII века, очевидно, составляли ойраты. Однако, среди них были также бывшие вассалы джунгар, воевавшие на стороне Джунгарии против казахов. В их число входили – енисейские кыргызы, чьи княжества располагались в широкой степной долине Енисея, на территории современной Хакасии. В 1703 году джунгары заставили часть своих вассалов на Енисее покинуть свои традиционные владения и переселиться в Джунгарию. Из енисейских кыргызов туда ушли алтырский князь Тангут Батур-тайджи, езерский князь Шорло Мерген, алтысарский князь Агалан Кашка-тайджи, а также князь Корчун Иренаков, сын знаменитого алтысарского князя Иренака, который в 60-80-х годах XVII века держал в страхе русские волости по Томи и Енисею, неоднократно грабил округу Красноярского острога[11]. Часть енисейских кыргызов в Джунгарии, после разгрома ханства, вернулось обратно на Енисей, некоторые остались на месте, а часть оказалась среди казахов. Очевидно, многие из них, вместе с ойратами, стали толенгутами казахских султанов.

Толенгутов было так много, что в XIX веке они образовали целую Толенгутскую волость на землях Среднего жуза. Среди казахов отмечались «киши кара калмак» — ойраты, и «ески кыргыз» — енисейские кыргызы, которые в XIX веке полностью ассимилировались среди казахов. Это вливание составило весьма значительную долю казахского населения, около 5%[12].

Ассимиляции сильно способствовало то, что многие рабы постепенно становились свободными скотоводами. Последующие уже при русской власти в XIX и начале ХХ века отмена привилегий знати, упадок кочевого хозяйства, теснота пастбищ и вынужденный переход к земледелию и отходничеству, привели к перемешиванию казахских родов. В этом процессе, разумеется, принимали активное участие и потомки ойратов, некогда захваченных в плен.

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками. Казахские ойраты были в лучшем положении, чем ойраты, которые перешли в русское подданство. Тех русские власти погнали в зимний переход на Волгу, в котором они потеряли почти весь скот и погибло много людей.

В свете этих фактов, попытки снова поднять ожесточенность эпохи казахо-джунгарских войн, представляют собой, по сути, уточненную форму самоненависти. Ненависть к джунгарам сейчас означает также ненависть к тем ойратским предкам, которые есть у большей части нынешних казахов.

[1] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 101

[2] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 103

[3] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 116

[4] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 105

[5] Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991, с. 111

[6] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 121

[7] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 123

[8] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 126-129

[9] Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II. М., «АН СССР», 1963, с. 330

[10] Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. I. Алма-Ата – Москва, 1935, с. 98

[11] Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957, с. 163

[12] Арынбаев Ж.О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации. Караганда, «Полиграфия», 1993, с. 35-36

Источник:  Дмитрий Верхотуров,  сайт www.neonomad.kz

Похожие материалы:

0 0 vote
Рейтинг материала
Подписаться
Уведомление о
elimai
51 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
сан

🙂 казахские сказски.
вы существуете, только благодаря тому, что продались одновременно и русским и китайцам.

Қазақ

вы русские существуете, только благодаря тому, что продались казахам, правившим Золотой Ордой 😉

Леонид.

Ты дегенерат, Русь никогда и никем не была завоевана. Никакая золотая орда не сравнится с Русью, ибо Российская империя-величайшее государство.

Я Кубович

Толсто Лёня, слишком толсто. Кстати, ты из Киева вещаешь? Русь ведь там.

Номад

Да, правильно Русь никто никогда не завоевывал, такой страны вообще не было, пока монголы и тюрки ее не создали из враждующих городов и княжеств. =)

leo wolf

Господин Сан. Ваши слова : «вы существуете, только благодаря тому, что продались одновременно и русским и китайцам» — как нельзя лучше характеризует нынешнее состояние дел Казахстана. Первое полноценное государство вам удалось создать лишь в 1991 году. Оно вам досталось если выражаться простым языком «на халяву», в отличии от ойратов которые создали три полноценных государства(Калмыцкое, Джунгарское, Кукнорское(Хошоутское) ханства) с разветвленным государственным чиновничьим аппаратом, религиозными учреждениями, своей письменностью, письменными законами, оружейными, пушечными и ремесленными мастерскими и регулярной армией. И которые несмотря на почти не прекращающиеся боевые действия с двумя империями(Российской и Цинской(Китайской) империей просуществовали 150 лет. А казахи лишь путались у калмыков(ойратов, джунгар) под ногами и могли лишь бить в спину и кусать за ноги. Без русских и китайцев вы ничего не могли бы сделать. И ты это прекрасно знаешь мой юный казахский историк «ВО» и пользователь «САН». Поэтому…. Увы….но вам пока рано говорить вышеуказанные слова об ойратах(калмыках, джунгарах), про которых ученый Л.Н. Гумилев сказал: «Именно ойраты приняли на себя функцию, которую ранее отчасти несли хунны, тюрки и уйгуры, став барьером против агрессии Китая на север, и осуществляли эту роль до 1758 г., пока маньчжуро-китайские войска династии Цинь не истребили этот мужественный этнос».[13],

Номад

Первое свое полноценное государство казахи создали в 1465 году (Казахское ханство). И удержали его несмотря на бесконечные войны с Джунгарией, Кокандом, Бухарой и т.д. Какие еще русские и китайцы? Хоть кто-то помогал казахам в войне с джунгарами? Русским и китайцам сильное государство казахов (как и джунгар) не нужно было, они молча наблюдали за войной, выжидая когда оба противника ослабнут. Когда один из них ослаб, то был уничтожен полностью.
«Воинственный» народ джунгар не сразу догадался дружить с казахами, за что и поплатился вскоре.

Номад

И если Вам станет от этого легче, то именно благодаря джунгарам Россия смогла закрепиться в Южной Сибири.

Кирилл

Вы ошибаетесь, тех кого вы называете русскими всегда были и в Сибири и на Дальнем востоке. Например Романовы, победившие в очередной гражданской войне очень были удивлены, когда подписывая соглашение о границе с Китаем по Амуру узнали о поселениях казаков живших за Амуром. Золотая орда и Гунны, а также предки современных казахов и русских были одним государством, которое раскололось после гражданский войн. И се6йчас не стоит делись — вместе все легче. А ваш псевдопатриоитзм выведет вас на уровень батрака или ваших детей, внуков.

аскар

Сам Чингисхан пострадал от жунгаров (чурженей, манчжуроа) его деда Анбагай жунгары пригвоздили к деревяному ослу, и Чингисхан клялся что отомстить жунгарам.

азиат

жунгары последняя кочевая империя вошли мировую историю

Салта

Живут в чужой стране, в которой вам всё им не нравится… так валите в Рашу! Интересный народ — русские, им никто не нравится — в раше кавказцы мешают, в нашем казахстане — казахи не те))). Посадить бы всех орыспаев в вагон и на необитаемый остров отвезти

Анатольевич

Живем мы в своей стране. Это во-первых.
Отождествлять фашистскую Россию и русских в Казахстане — это очень большая ошибка. Это два.

Истина

Дура ты.

алекс

с какого х… она чужая. я тут родился . живу. и жить буду. а ты откуда приехала. чет я казахов до 96 года не видел. а потом понаехали. оралманы ахуевшие.работать не хотят никуя. пособие ска зато плати им.ndfhm

leo wolf

Очередная казахская попытка переписать историю и перевоевать языком и пером своих бывших противников. Самое настоящее фэнтэзи. Казахские любители- «историки» в своем репертуаре — если нет фактов….их надо придумать. Типичная ошибка казахских «историков» подменять исторические факты содержащиеся в письменных китайских, русских и мусульманских источниках придуманными сказками и былинами. Когда-нибудь это сыграет с ними злую шутку. Любой серьезный историк скажет вам, что ойраты(джунгары, калмыки) которые создав три государства (Калмыцкое ханство, Джунгарское ханство, Кукнорское(Хошоутское) ханство) 150 лет играли главенствующую роль и определяли геополитику Китая, Тибета, Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Северного Кавказа и Поволжья. Ойраты имея свою регулярную армию вели боевые действия с регулярными армиями Манчжурской империи Цин, Российской империей и государств Средней Азии. Они не раз били и китайские и русские войска, и даже захватили в плен китайского императора. Разрозненные казахские роды не были для них полноценными противниками. Ущемленное самолюбие казахского народа понятно. Но сделанного не воротишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Увы казахские историки-любители выбрали сладкую ложь переписывая историю и снимая на бюджетные деньги киномусор вроде «Кочевника» и пр., которым кормят недалеких казахских обывателей…

BO

Где в статье придуманные факты? И отрицание величия ойратов?

leo wolf

Насчет фактов, то Гугл тебе в помощь. Только казахские «факты» не читай, от них даже ваш бывший казахский ученый Моисеев В.Я. отказался, видимо совесть замучила. Моисеев В.Я. считавшийся самым титулованным и осведомленным ученым в сфере ойрато-казахских отношений и войн еще в советское и постсоветское время в Казахской ССР и Республике Казахстан, после переезда в Россию избавившись наконец от советской, а позднее казахской цензуры начал писать правдивые труды об ойратах(калмыках, джунгарах) и ойрато-казахских войнах…..

И еще….Тут в соседней ветке, то ли россиянский провокатор, то ли казахский неграмотный псевдопатриот написал: «Ну хотя бы существование казахов, как этноса, в те времена Вы не будете отрицать? 🙂
На что ему ему я ответил: » Существование и жизнь, это разные вещи. Можно жить, а можно существовать. Вы изучали в школе повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина? Помните калмыцкую сказку которую рассказал в качестве мотива своего восстания вождь восставших Емельян Пугачев русскому офицеру Гриневу, которую сейчас часто цитируют русские люди не указывая авторства? Там, в финале орел сказал вороне :» Чем триста лет (существовать) (жить) как ты и питаться падалью, лучше один раз напиться живой крови, а там дальше что Бог даст!». Вот этот финал калмыцкой сказки полностью характеризует психогенетический портрет калмыцкого(ойратского, джунгарского) народа. Ай эм сорри за скобки. Лучше прожить короткую, но славную ЖИЗНЬ, чем тысячу лет СУЩЕСТВОВАТЬ перебирая своим бешбармаком кизяк ……»

BO

Повторюсь и здесь: отсылка к сказкам в качестве фактологической базы предполагаемого психогенетического портрета исчезнувшего этноса — это попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Меня конкретно интересовало: что из изложенного в статье вызывает возмущение? Я знаю, отчего вас, пуканов и ватников, разрывает на части, но хочется услышать и вашу версию.

leo wolf

Гугл и казахская фолк-батыр-хистори тебе в помощь. Твои фактологические казахские истории современными российскими и другими историками воспринимаются как голливудский фильм » Борат», который даже завоевал несколько кинопремий. Обзываться и выражаться нехорошими словами нехорошо. Как эт так исчезнувшего этноса? Наши российские калмыки-джунгары, монгольские ойраты-джунгары, китайские ойраты-джунгары живут себе счастливо и не представляют что казах-бола-батыр под кличкой «ВО» их всех уничтожил-зачислил в исчезнувшие этносы. Ойраты(калмыки, джунгары) как жили не тужили так и дальше будут жить и тебя переживут. У тебя видно от казахской псевдоистории крыша поехала? Бывает. Поменьше кумысу хлебай и в ватный халат кутайся, а то пукан порвет. Газы под воздействием тепла расширяются…….

BO

То есть четкого ответа не будет? Меня конкретно интересовало: что из изложенного в статье вызывает возмущение?
Решил вату покатать? Чем больше ваты, тем теплее ватник? 🙂 Всё ясно с тобой.
Тон дискуссии ты задал. Я просто в русле предложенного двигаюсь 🙂

leo wolf

А куда еще четче? Тебе уже было сказано — читай вашего бывшего казахского ученого-историка Моисеева В.Я. который давным давно дал исчерпывающий ответ на отношения ойратских государств(Калмыцкого, Джунгарского) ханств с казахскими родами-жузами. Чё ты дурака включаешь? Хочешь чтобы я на твоих назарбаевских фолк-хистори- псевдо- историков ссылался?

BO

К сожалению, гугл не знает «ученого-историка Моисеева В.Я.» Сам проверь. Но с другой стороны, как можно верить работам такого конъюктурного историка ученого? Жил в Казахстане — писал одно, переехал в Россию — другое. С твоих слов. Остается только подождать когда светоч науки переедет в Европу и разродится объективным трудом?

Еще раз. Меня конкретно интересовало: что из изложенного в СТАТЬЕ вызывает возмущение?

leo wolf

Да вот тебе на здоровье, читай и наслаждайся — В. А. Моисеев. «Джунгарское ханство и казахи XVII—XVIII вв.»

BO

Вот от этого у вас ватников пуканы и рвет: «хочет сплотить свой шаткий Эль «. 🙂 Он не просто хочет, он это последовательно делает. И если стоит выбор, верить в казахские сказки или русские — мой выбор однозначен, казахские :)))))
И последнее. Начали с джунгар закончили калмыками? Ты сам пойди к калмыку и спроси его, чувствует ли он себя джунгаром? А ты не чувствуешь себя финно-угром?

leo wolf

А самому приехать в Калмыкию и спросить…..слабо? До 1917 года во всех официальных документах казахов называли киргизами, киргиз-кайсаками или киргизцами. Это чо…сейчас надо подходить к казахам и спрашивать их чувствуют ли они себя киргиз-кайсаками или киргизцами? Это уже похоже на разжигание межнациональной розни. Так что юный казахский любитель назарабабаевской официальной псевдоистории по ником «ВО» не занимайся ерундой и не перевоевывай языком давно прошедшие войны и не разжигай межнациональную рознь. Вообщем узбагойся казах-бола-батыр «ВО» и не плюй на могилы людей которым твои «батыры» боялись в глаза посмотреть и не оскорбляй их потомков, иначе рано или поздно беда придет в твой дом. На Украине тоже пытались языком перевоевать давно прошедшие войны, переписать историю и оскорбляли своих соседей. Чем все это закончилось?

Номад

Лео, откуда столько ненависти? Джунгария была великим кочевым государством, последней монгольской империей — этого никто ведь не отрицает. Но казахи, даже разобщенные, смогли дать отпор, остановить и даже отбросить джунгар, это подтверждает и горячо любимый Вами автор В.А. Моисеев.
Ненавидьте китайцев тогда уж, если есть такая необходимость кого-то ненавидеть, это они ведь уничтожили государство ойратов.
Кстати, казахские отряды также участвовали в уничтожении джунгар вместе с маньжурской армией, но тогда у казахов это была ненависть, сродни той, с какой Красная армия воевала против Германии в 1941-1944 гг. Но это дела прошлого, надо смотреть в будущее.

leo wolf

И еще…мистер «ВО». Как их не называй — ойратами, калмыками или джунгарами — он как были одним народом так ими и останутся. Также как ни называй казахов киргизами, киргиз-кайсаками или киргизцами как их называли до 1920-х годов в России, они от этого не перестанут быть казахами. И завязывай разжигать межнациональную рознь и переписывать историю. Мужественный человек всегда признает свои поражения и ошибки, а трус всегда будет искать оправдания и переписывать историю……

leo wolf

А вот тебе еще. Читай и наслаждайся мой юный казахский любитель истории. Он никуда не уезжал, а просто вернулся на свою родину — Алтай.
Владимир Анисимович Моисе́ев (25 марта 1948, Змеиногорск — 17 июня 2007[1], Барнаул) — советский и российский учёный в области истории Центральной Азии ХVIII—ХIХ веко, член-корреспондент Российской Академии Естествознания (РАЕ), доктор исторических наук, профессор Алтайского государственного университета. Автор 7 монографий, автор-составитель 3 сборников документов и более 200 научных и научно-популярных статей. Труды по истории международных отношений в Центральной Азии ХVIII—ХIХ веков, истории востоковедении, истории России, Казахстана и Джунгарского ханства.

После окончания в 1973 г. Казахского государственного педагогического института им. Абая прошел стажировку и закончил аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР. Под руководством д.и.н., проф. Б. П. Гуревича досрочно подготовил и успешно защитил в 1978 году кандидатскую диссертацию. После возвращения в Казахстан он работал в Институте истории, археологии и этнографии АН КазССР, с 1980 г. — с.н.с., а с 1986 г. — заведующий отдела Института уйгуроведения АН КазССР. Руководил темами « Казахи Китая. XVIII—XX вв.» и «Политика СССР в Синьцзяне.1917-1987 гг.». В 1991 г. в спецсовете Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР защитил докторскую диссертацию и переведен на должность зав. отделом Института востоковедения АН РК. С 1993 г. работает в Алтайском государственном университете в качестве профессора кафедры всеобщей истории и международных отношений. В 2000 г. на ИФ АлтГУ создал кафедру востоковедения и до своей смерти возглавлял ее.

С самого начала своей работы в АГУ развернул активную деятельность по развитию востоковедных исследований в крае. По его инициативе в Барнаульском государственном педагогическом университете была создана научно-исследовательская лаборатория «Россия-Восток», под эгидой которой в Барнауле стали периодически проходить востоковедные конференции памяти профессора С. Г. Лившица и «Россия, Сибирь и Центральная Азия (взаимодействие народов и культур)».

Научные труды:

Моисеев В. А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая. XVIII в. М., 1983.

Моисеев В. А., Сулейменов Р. Б. Чокан Валиханов — востоковед. Алма-Ата, 1985.

Моисеев В. А., Сулейменов Р. Б. Из истории Казахстана XVIII в. Алма-Ата, 1988.

Моисеев В. А., Сулейменов Р. Б. Востоковедные исследования в Казахстане. Некоторые вопросы * истории и современное состояние. Алма-Ата, 1989.

Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи. XVII—XVIII вв. Алма-Ата, 1991.

Моисеев В. А. Россия и Джунгарское ханство в XVIII веке. Барнаул, 1998.

Моисеев В. А., Гуревич Б. П. Международные отношения в Центральной Азии. XVII—XVIII вв. Документы и материалы. Книги 1-2. М., 1989.

Моисеев В. А., Хафизова К. Ш. Цинская империя и казахские ханства. Вторая половина XVIII — первая треть XIX вв. Книги 1-2. Алма-Ата, 1989.

Моисеев В. А. Россия-Казахстан: современные мифы и историческая реальность. Барнаул, 2001

Моисеев В. А., Разгон Н. И. Алтайская губерния-Казахстан. 1917—1925. История административно-территориального разграничения (сборник документов и материалов). Барнаул, 2001.

Моисеев В. А. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX в. — 1917 гг.). Барнаул, 2003.

Nomad.kz

Читал я Моисеева В. А. «Джунгарское ханство и казахи. XVII—XVIII вв.».
Вполне объективно написано, с уважением к обеим сторонам конфликта. Сила джунгар в войне с казахами была в централизованной власти, которая после смерти Галдан-Церена исчезла и Джунгарское ханство превратилось в пыль. В немалой степени благодаря стараниям казахского хана Абылая.

leo wolf

И еще….. казахский батыр-бола «ВО», ты когда кумыс пьёшь бешбармаком закусывай, а то у тебя уже галлюцинации начинаются. Надо же…. целый калмыцкий(джунгарский, ойратский) этнос(народ) записал в исчезнувшие этносы(народы). Я конечно знал что некоторые народы Средней Азии слабы на алкоголь…….но не до такой же степени…

аблайхан касенов

какал я на калмыков, и на их существование в рын песках — ни родины ни флага, какал я на китайских ойрад, и на их сущесвование в СУАР — ни родины ни флага, ну че напились крови

Мура

Давайте сделаем выводы из результатов нашей к сожалению более чем 200 летней войны и наконец начнем жить в мире и согласии, увеличивая численность наших великих в прошлом двух кочевых народов: калмыков(джунгар) и казахов

предок казахов

Возмущение пользователей понятно. Более наглого передергивания, подтасовки и придумывания исторических фактов не встречал. Особенно умилила фраза » Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.». Хахахаха. А почему не миллион или сто миллионов человек? Если уж врать так уж врать по крупному. Бумага все стерпит. Дима Верхотуров записал ойрат в рабы и типа милостиво разрешил им «раствориться» среди казахов. Надо спросить у калмыков, то есть ойрат что они думают по этому поводу и сами сколько казахских рабов они растворили. Даже казахи постеснялись под таким бредом своими именами подписываться и свалили все на какого-то Диму Верхотурова. Подставили бедолагу. Скорее всего под именем Димы писал какой нибудь Кайболды Мамбетболдыев. Обыкновенный казахский фэнтэзи-патриотизм, лютый и бессмысленный…….

предок казахов

Вот исследование трезвомыслящего и здравомыслящего казахского ученого и аналитика Максата ЖАМПЕИСОВА об этногенезе казахского народа, где говорится о том, что Старший(Улы) джуз произошел от монголов, Средний(орта) джуз произошел от калмыков (ойрат, джунгар), а Младший(Киши) джуз в основном кипчакского(куманского, половецкого) происхождения.
И не надо придумывать и высасывать из пальца «исторические факты», чем занимаются сейчас с подачи назарбаевских органов власти многие казахские самопальные псевдо-историки, придумывая мифы о холиваре — «священной великой отечественной войне» с ойратами(джунгарами, калмыками) на потребу полуграмотным «мамбетам», отвлекая тем самым простых казахов от насущных проблем(коррупции и кумовства в высших эшелонах власти, социальных, жилищных проблем и т.д.) и провоцируя межнациональную рознь.

«По современным понятиям, все коренное население Казахстана является казахским народом. Считается, что название Казахстан ведет свое происхождения от названиея «Казахское ханство», которое возникло в середине XV века. Тогда же, как полагают, возник этноним «казах» применительно к казахскому народу. А вот наличие жузов впервые в письменных документах было, как считается, отмечено лишь в 1616 году. То есть понятие о жузах появилось и закрепилось вроде как гораздо позже понятия «казах».

Но на самом деле не все так просто, как представляется. Ибо до сих пор среди ученых нет единого мнения относительно происхождения ни казахских жузов, ни самого этнонима «казах» («қазақ»).

Согласно историческим данным и устным народным преданиям, в самом начале возникновения Казахского ханства этнической основой ему послужили аргыны и кереи, входящие ныне в состав Среднего жуза. Вот что Мухаметжан Тынышпаев в своем труде «История киргиз-казакского народа», изданном в Ташкенте в 1925 году, писал об этом: «Среди аргынов существует еще предание, что самыми приближенными лицами Абульхаира Узбекского были Кобланды-батыр из рода кара-кыпчак и Даирходжа, прозванный Ак-Жолом, из рода аргын. Соперничество их кончилось убиением Даирходжи (Ак-Жола) Кыпчаком Кобланды. Аргыны потребовали от Абульхаира выдачи Кобланды; хан отказал в их просьбе. Тогда аргыны (и Кереи) во главе с султанами Джанибеком и Гиреем оставили Абульхаира и ушли на восток». Так, получается, и появилось казахское ханство. Появилось оно как кочевое государство представляющих нынешний Средний жуз родов.

Но если именно на их основе Казахское ханство и было создано, то почему их юрт не был назван Великий жуз (Ұлы жүз), а всего лишь Средний жуз (Орта жүз)? Ведь именно они находились у истоков того образования, с которого, как сейчас считается, берут свое начало не только казахская государственность, но и трехсоставной казахский народ, следовательно, за ними должно было, казалось бы, закреплено право старшинства? Почему получилось так, что за ними как за основоположниками Казахского ханства не оказалось закрепленным исторически приоритетное положение в рамках казахской общности?

Вот на что еще надо бы обратить в связи с такими вопросами внимание. Еще долго после появления Казахского ханства, все те племена, названия которых мы сейчас находим в составе Старшего жуза, находились тогда по другую от казахов сторону, в войсках правителей Моголистана и Мавераннахра, и участвовали в истребительных походах против тех. В своем труде «Тарих-и Рашиди» моголистанский историк того времени Мирза Хайдар Дуглат родом из племени дулат, которым нынешние старшежузовцы очень гордятся, говорит о казахах много, но везде как о чужаках. Оно и понятно конфедерация уйсунь-канглы-дулат, составляющая сейчас становой хребет Старшего жуза, тогда в течение почти 2-х с половиной столетий, с 1347-48 г.г. до примерно 1600-х г.г. играли такую же роль в Моголистане. Тот же Мирза Хайдар Дуглат писал, что дуглаты (дулаты) «господствовали на обширной территории в качестве князей, а иногда управляли всем государством как регенты и могли по своему желанию возводить на трон и низлагать принцев царствующей династии».

Но в 1616 году, которым датируется первое упоминание в письменных документах наличия у казахов отдельных жузов, те самые южные казахские племена были уже названы Большой ордой казахов. Отсюда такой вопрос: как они то вообще не входили в состав казахской государственности, то потом сразу обрели право называться Большой ордой казахов? Казалось бы, трудно найти на него такой ответ, который был бы понятен всем казахам и не вызывал бы у них споров. Но так получается, если руководствоваться закрепившимся в советское время в трудах и учебниках по истории концептуальным представлением, что предки казахов жили на территории современного Казахстана задолго до начала монгольского нашествия и потом, когда оно началось, героически защищали свои земли и свои такие города, как Отрар, от монголов.

Но вот, оказывается, имеется совсем иной взгляд на происхождение казахов во всем дальнем зарубежье или, иными словами, везде за пределами постсоветского пространства. Вот британская газета «Guardian» в своей публикации от 22 апреля представляет своим читателям казахов как «потомков монголов и завоеванных ими тюркских народов». По этому классическому западному представлению, когда речь заходить о казахском происхождении, первыми должны называться монголы. И только вторыми – тюрки, то ли пришедшие с ними из территории современной Монголии, то ли завоеванные ими на территории современного Казахстана.

Но в любом случае, если руководствоваться таким представлением и допустить, что при формировании и утверждении казахской общности решающую роль сыграли монгольские традиции, все, в общем-то, становится на свои места.

Право старшинства и название Великий жуз (Ұлы жүз) могли и должны были быть закреплены за южным и юго-восточным племенным объединением, хотя оно и не стояло у истоков создания казахской государственности, потому, что в его составе в свою очередь, самое старшее положение занимают происходящие из числа великих или коренных монголов жалайыры, которые в отличие от таких западно-монгольского или ойрат-калмакского происхождения племен, как аргыны, кереи и найманы, не были завоеваны Чингисханом, а с самого начала поддерживали его и участвовали еще в его походах с целью объединения сперва монгольского народа.

Юрт, где положение самого старшего занимало велико-монгольское или коренное монгольское племя, в обществе, где главенствовали монгольские традиции формирования общности, иначе, как Великий жуз или Большая орда, не только не мог, но и не должен был, наверное, называться.

Западно-монгольского или ойрат-калмакского происхождения племена стояли у истоков казахской государственности, но их юрт права старшинства не получил, а удостоился лишь серединного положения, будучи прозванным Средним жузом или Средней ордой. Видимо, это может объясняться лишь тем, что, по исконно монгольским представлениям, они в силу своего некорневого монгольского происхождения на положение старшинства в любом объединении, где есть представляющие великих монголов племена, никак не могли претендовать даже тогда, когда право первооснователей и сила оказывались на их стороне.

Сейчас, впрочем, монгольское, вернее, западно-монгольское или ойрат-калмакское происхождение самими представителями названных выше племен не очень-то признается. А то и вовсе не признается. Но давайте ознакомимся поближе с этим вопросом. Сперва об аргынах, самом влиятельном поныне племени Среднего жуза. Вот что в своем исследовании «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» родной племянник Абая Кунанабаева Шакарим Кудайберды-Улы, являвшийся так же, как и его дядя, выдающимся представителем племени аргын, писал об этом: «По моему мнению, аргыны Среднего жуза являются потомками ойрат Аргын аги, как называет его в своей «Родословной» хан Абулгази. И вот почему: когда великим каганом (монголов — пер.) становится младший сын Чингисхана Толы, он посылает в Хорасан человека из тайфы ойрат по имени Аргын-ага, назначив его тамошним наместником. По мусульманскому летоисчислению это происходит в 440 г., или по русскому календарю — в 1262 году. Спустя десять лет умирает Аргын-ага, тогда на место его сын Толы — Мункэ-каган посылает брата своего Хулагу, по-казахски Алеке-хана, тем самым подтверждая, что Аргын-ага был из племени ойрат. Ранее, когда монголы, победив уйгуров и татар, согнали их с насиженных мест, то некоторые из них, что остались, были прозваны ойрат-калмаками, и скорей всего, что наши аргыны — потомки байергынов или иначе улуг аргынов — упоминаемых именно в числе этих «оставшихся «калмаков»… Если аргыны (аргынот), известные среди тюркских народов мира, могут быть потомками вообще древних аргынов, то аргыны нашего Среднего жуза — потомки именно этого Аргын-аги. К тому же имя его точно соответствует имени казахского первопредка аргынов. И мой дед, покойный Кунанбай-ходжа, тоже упоминал хана по имени Аргын-ага». Такого же представления о происхождении аргынов придерживались, наверное, Абай Кунанбаев и его отец Кунанбай, ставший первым из простолюдинов султаном-правителем в казахских степях. Отсюда представляется закономерным вывод, что аргыны, из среды которых происходил Абай, являются потомками Аргын-аги, который не просто был в составе пришедших из Монголии вместе с монголо-татарскими войсками завоевателей, но являлся еще одним из самых верных служителей монгольской ханской династии.

А вот что об аргынах, а также о другом крупнейшем племени Среднего жуза найманах Мухаметжан Тынышпаев, сам являвшийся человеком найманского происхождения, писал: «Из географического положения мест, занятых найманами, видно, что они все время жили в среде монголов; ввиду того, что к монголам отнесены и аргыны, жившие гораздо западнее, правильнее считать найманов за монгольское племя».

Монголами тех же найман, а также кереев считали, опираясь на серьезные монгольские, персидские и китайские источники, еще ряд ученых. Это — академик В.В.Бартольд («Киргизы», исторический очерк), Б.Я. Владимирцов («Общественный строй монголов, Монгольский кочевой феодализм»), И.П.Петрушевский («Рашид-ад-дин и его исторический труд»), архимандрит Палладий (Кафаров) («Комментарии на путешествие Марко Поло по Северному Китаю»), Г.Н.Потанин («Очерки Северо-Западной Монголии»).

То же самое утверждается в выпущенном в Москве вторым изданием в 1983 году академическом труде «История Монгольской Народной Республики» и в историко-справочном труде А.Очира «Монголчуудын овгийн лавлах», изданном в 1998 году. Если сказать откровенно, с позиции профессионального изучения истории Монголии и монгольского народа ни по одному из племен Среднего жуза нет и не может быть никаких сомнений в том, что оно является монгольским по своему происхождению. Более того, как утверждается в академических трудах калмыцких историков по истории российской Калмыкии, найманы и кереи сыграли ключевую роль в формировании этногенеза джунгаров или ойратов (западных монголов) и в появлении в низовьях Волги и на Северном Кавказе калмыков.

То есть, одним словом, есть основание полагать, что в лице аргынов, найманов и кереев Средний жуз мог восприниматься, хотя бы в прошлом, как общность племен западно-монгольского или ойрат-калмакского происхождения. Кстати, аргынский би Даирходжа, который назывался Ак-Жол, из-за убийства которого аргыны и кереи ушли из Узбекского ханства и создали свою государственность во главе с Джанибеком и Гиреем, по историческим данным и устным народным преданиям, являлся прямым потомком названного Шакаримом Кудайбердыулы ойрата Аргын аги. А его имя Ак-Жол поныне является ураном казахских аргынов. То есть связь от ойрата Аргын аги через бия Ак-Жол, чья смерть дала толчок созданию Казахского ханства, до современных казахских аргынов прослеживается четкая.

Об аргынах, найманах и кереях уже сказано выше. То, что коныраты происходят от монголов, никто и оспаривать, пожалуй, не станет. Что же касается кипчаков, они в прошлом в составе монгол, судя по монгольским же данным, также были. Сейчас в Монголии есть род под названием «хавчиг», чьи представители считаются потомками монгольских кипчаков.

И еще все названия племен Среднего жуза, а также названия некоторых племен Старшего жуза сохраняются также и в Монголии как действующие этнонимы.

Что же касается племен Младшего жуза, о том, что они задолго до прихода монгол на территорию современного Казахстана уже жили далеко на западе, даже по современным казахским представлениям, в Южно-Русских степях, писал в свое время М.Тынышпаев.

То есть, если взять, скажем, период с середины XII века до середины второго десятилетия XIII века, то, по описанию М.Тынышпаева, получается вот что. Тогда, до начала вторжения монголо-татарских войск на территорию нынешнего Казахстана, Средней Азии, Среднего Востока и Восточной Европы, племена, составившие впоследствии Средний жуз, жили настолько далеко на востоке от алшынов, что их разделяло расстояние порядка 5 тысяч километров.

Другими словами, между ними находилось пространство, ограничиваемое на востоке западными границами Монголии, а на западе – восточными границами Южно-Русских степей и низовьями Волги. Если сказать еще точнее, их тогда разделяла вся та земля, которая является территорией современного Казахстана. И племена, составившие потом Средний жуз и ядро вновь созданного Казахского ханства, и алшыны на протяжении долгого даже по историческим меркам времени до монгольского похода на запад могли никак не соприкасаться друг с другом. Потому что в тот период тогдашние среднежузовские племена, по-видимому, жили и действовали на периферии дальневосточных государств. Прежде всего – Поднебесной империи. А алшыны того времени находились, как это становится понятно, в системе политических и международных отношений восточно-европейского мира.

То есть получается, что племена Младшего жуза, имевшие и имеющие единое объединяющее их всех название «алшын», определенно никак не были связаны монгольским происхождением. Следовательно, они и есть потомки тех, в ком британская газета «Guardian» видит потомков «тюркских народов», завоеванных монголами. Они в системе общественно-государственного объединения, созданного по монгольским традициям устройства таких структур, претендовать не только на ведущую, но и даже на серединную позицию не могли, даже несмотря на то, что являлись на протяжении всей общей казахской истории до тридцатых годов прошлого века самым многочисленным жузом и считались самыми воинственными.

Кстати, такое отношение к ним сохраняется до сих пор. Среди тех, кто занимает пять самые высшие по Конституции РК государственные должности в Казахстане, нет ни одного представителя алшынов»..

Максат ЖАМПЕИСОВ

INOSMI.KZ

Номад

Если следовать вашей логике, то Максат ЖАМПЕИСОВ — отюреченный раб из ойратского племени, решивший заняться переписыванием истории под свой род… =)

Амир

«Именно ойраты приняли на себя функцию, которую ранее отчасти несли хунны, тюрки и уйгуры, став барьером против агрессии Китая на север, и осуществляли эту роль до 1758 г., пока маньчжуро-китайские войска династии Цинь не истребили этот мужественный этнос»
А Ойраты-это казахи принявшие буддизм и язык их казахский. Об этом знают все!!!!Кроме, конечно, «лжеисториков».Прочитайте ДЕКРЕТ 1922года 1 июня об образовании Ойроатской Автономной области!!!!!!

Амир

Вот исследование трезвомыслящего и здравомыслящего казахского ученого и аналитика Максата ЖАМПЕИСОВА об этногенезе казахского народа, где говорится о том, что Старший(Улы) джуз произошел от монголов, Средний(орта) джуз произошел от калмыков (ойрат, джунгар), а Младший(Киши) джуз в основном кипчакского(куманского, половецкого) происхождения.—эти высказывания МАНКУРТА, не знающего историю Казахов!!!

Амир

Первое Казахское Ханство создал сам Чингисхан!!! Влияние Религии разделило Чингисханский народ со временем;1) Казахи-мусылмане 2) Ойраты- это казахи принявшие буддизм,позже превоатившиеся в буряты и монголы ИЗУЧИТЕ ИХ ЯЗЫК!!!!! 3) Казаки-казахи принявшие христианство-чего очень скрывают историки, позже Ойраты христиане-Алтайские казаки, буряты принявшие христианство-Бурятские казаки!!

Амир

Прочитайте транскрипцию книги С.Малова и сравните с казахским языком и убедитесь-это казахский язык!!!
Прочитайте Сокровенное сказание на русском языке и обратите внимание на ТРАНСКРИПЦИЮ-это тоже казахский язык!!!!!

Амир

Причитайте Орхоно-Енесейские надписи на казахском языке и это тоже вы поймете!!

Амир

«…………то почему их юрт не был назван Великий жуз (Ұлы жүз), а всего лишь Средний жуз (Орта жүз)…….»
Вот это слово «ЖУЗ» встречается в надписи в Улытау Хромого Тимура и в Орхоно-Енсейской надписи!!!!-вы об это ЗНАЛИ????
«ЖУЗ»-это сто туменов равное 1000000 человек население Жузов. В самый могущественный период Казахского Ханство решено разделить не по родовому признаку -А именно по количеству населения жителей и только по этому густонаселенное Улы Жуз имеет меньшую территорию

Амир

И по Царьской переписи все ЖУЗы имели ровное количество ровноепримерно 1,2 млн. человек!!!

Амир

Казахи(тюрки) принявшие буддизм -Ойраты +тангуты =Калмыки-джунгары , только потом монголы!

У калмыков нет слов вошедшее с шуршутов- вот разница калмык от монгола.
Калмыки как Казахи четко сохраняют родство до 7 колен и речь калмыка не сильно отошел от казахской речи под влиянием религии. Джунгаро-Казахская война была религиозной. В Великой степи должна править или мусылманство или буддизм, но была еще третья сторона христианство. По этому христианство
легко захватывало, заставляя местных принять христианство.Христианство победило потому, что они подчинены были в один центр.Мусылманство никак не могла омусылманить казахов(тенгрианцев), а буддизм первоначально был управляем с Тибета, но Тибет разгромили китайцы и именно по этому без поддержки джунгары проиграли, хотя были лучше вооружены чем казахи.

Амир

«………после переезда в Россию избавившись наконец от советской, а позднее
казахской цензуры начал писать правдивые труды об ойратах (калмыках,
джунгарах) и ойрато-казахских войнах…..»
Ишь ты «Разбежался» — Жди ! Напишут они «правду», стирая все о казах-ойрат-монголов. Даже Толенгитскую степь переименовав в Кулундинскую, Турген-су в Быструху, Тюргешей как Кергешей, Ойратов в Алтайцев, Шагатшы как Чагалов, МузТау как Белуху и т.д.
Видно переехал в Россию для того, чтобы написать «правду»!
Да, Я считаю, что «Кочевники» снять под «советскую идеологию» именно по этому приглашали » чужих» , без «чужих» чужию этот фильм даже не будут знать.

51
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x