Джунгарские предки казахов

Дмитрий Верхотуров

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками.

В казахской исторической памяти с войной с джунгарами связано очень многое. В числе событий, память о которых тщательно сохраняется, находится одна из крупнейших побед над джунгарами в местности Кара-Сиыр на берегу реки Буланты в 1728 году, после битвы названной Калмак-Крылган. Сохраняется память о внезапном нападении джунгар и разгроме ряда казахских родов – год великого бедствия – Актабан-Шубырынды, 1723 год.

Сюжеты и герои войны с джунгарами становились персонажами эпоса, сказаний и песен. В советское время историю джунгаро-казахских войн изучали преимущественно по письменным источникам: русским, китайским, монгольским, не уделяя внимания богатому пласту казахских сказаний. В независимом Казахстане уже появились исследования, привлекающие этот материал, но его изучение только начинается.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта война составляет одну из важных основ казахской исторической памяти.

Правда, в связи с казахо-джунгарскими войнами обозначилась тенденция к тому, чтобы опрокинуть реалии более чем двухвековой давности на современность, и использовать эту давно прошедшую войну в качестве идеологического обоснования ненависти к монголам, калмыкам, а также народам, которые были вассалами Джунгарии и воевали на ее стороне.

Иногда война с джунгарами подается как непримиримое столкновение казахов и ойратов, буквально битва насмерть. Разумеется, такие моменты в длинной череде казахо-джунгарских войн бывали во множестве и не раз противостояние доходило до пика взаимного ожесточения. Это ожесточение также часто пытаются опрокинуть на современность и использовать в политических целях.

Сама мысль о том, чтобы постоянно ворошить ненависть войны, закончившейся два с половиной века назад, выглядит более чем странной. Это можно было бы как-то понять, если бы казахи проиграли войну с джунгарами и пытались, условно говоря, «перевоевать» ее ради укрепления национального самосознания. Но на деле, как всем прекрасно известно, все было наоборот: казахи войну с джунгарами выиграли, Джунгария рухнула и исчезла с политической карты Центральной Азии.

Все точки над «ё» давно расставлены: Джунгарии – нет, а Казахстан существует. Казалось бы, что тут еще можно сказать?

Конечно, пусть каждый верит, во что хочет. Но есть упрямые факты. Казахи и ойраты иногда воевали вместе, в одном строю. Джунгары и их бывшие вассалы во множестве попадали в плен в казахам, пополняли ряды толенгутов, в дальнейшем полностью растворившись среди победителей.

Примеры объединения казахов и части ойратов стоит начать с истории, как казахский хан Аблай косвенно участвовал в дворцовых переворотах в Джунгарии, поддерживая одну из противоборствующих сторон.

В начале 50-х годов XVIII века Джунгария ослабла под ударами с двух сторон, с запада от казахов, с востока – от империи Цин. Некогда сильное и грозное государство определенно покатилось к закату. В самой Джунгарии шла ожесточенная борьба между группировками знати, стремящимися захватить ханский престол. В 1749 году Лама-Доржи организовал заговор против Аджа-хана, который увенчался успехом. Аджа-хан был убит, а Лама-Доржи занял джунгарский престол[1]. Это стало сигналом для других группировок, котрые включились в борьбу против узурпатора. В том же году возник заговор знати с целью возвести на трон Цэвэндама, однако он провалился и претендент был вскоре казнен.

Лама-Доржи проявил себя весьма подозрительным и жестоким человеком, не желавшим давать противникам шансов на успех. Угроза расправы нависла над всеми остальными представителями джунгарской знати, имевшими права на ханский титул. Племянник джунгарского хана Галдан-Цэрена (умершего в 1745 году) – Давачи и хойтский князь Амурсана решили воспользоваться покровительством казахов и сбежали в 1751 году из Джунгарии к Аблай-хану. Судя по дальнейшей биографии этих людей, замысел побега был выдвинут Амурсаной, который потом еще неоднократно отличился «перелетами».

Аблай-хан принял джунгарских беглецов, поскольку покровительство им открывало широкие возможности для подчинения изрядно ослабевшего в длительных войнах давнего противника казахов. Давачи и Амурсане были выделены кочевья среди кочевий Среднего жуза.

С этого момента начинается активное участие казахского хана в джунгарских дворцовых переворотах. Лама-Доржи потребовал от Аблай-хана выдачи беглецов, на что был дан решительный отказ. В сентябре 1752 года Лама-Доржи собрал 30-ти тысячную армию и пошел в поход. Но джунгарский хан потерпел сокрушительное поражение от казахского войска, был вынужден отступить обратно в Джунгарию, при этом отказавшись от предложения мира со стороны Аблай-хана.

Зимой 1752 года Давачи и Амурсана предложили Аблаю дерзкий план устранения хана-узурпатора. После разгрома у него начались очень серьезные проблемы. Когда Лама-Доржи был в походе, в Джунгарии состоялся очередной дворцовый переворот, в ходе которого ханом объявил себя дербетский князь Иэмхэжаргал. Он сумел подчинить себе большую часть джунгарских улусов[2]. Разбитый казахами Лама-Доржи не смог выдворить соперника, и жил в почти не охраняемой ставке, на которую можно было напасть небольшим отрядом. Аблай поддержал этот план, выделив им 500 отборных батыров. Еще 150 воинов Давачи и Амурсана смогли тайно набрать в ойратских кочевьях по Или среди противников Лама-Доржи [3].

В самом начале января 1753 года, казахско-ойратский отряд совершил рейд по Джунгарии и успешно напал на ставку джунгарского хана. Лама-Доржи был захвачен в плен и 12 января 1753 года казнен. Давачи был провозглашен джунгарским ханом.

Давачи удалось расправиться с другими претендентами на джунгарский престол и на короткое время стать полноправным ханом. Однако, интересы бвыших союзников: Давачи и Амурсаны, разошлись. Амурсана не получил той власти, на которую рассчитывал, а Аблай-хан стал поддерживать Давачи, как относительно законного хана Джунгарии.

Тем временем, Цинская империя приготовилась к окончательному сокрушению Джунгарии. В начале 1754 года была объявлена мобилизация, в ходе которой было собрано 150 тысяч лошадей для похода, собрана огромная казна в 3 млн. лян серебра для обеспечения боевых действий. Ударный отряд цинов составили: 10 тысяч воинов из Халха-Монголии, 20 тысяч воинов из Южной Монголии, 10 тысяч знаменных маньчжурских войск, а также 10 тысяч китайских солдат, которые в основном оставлялись в гарнизонах и охраняли обозы с продовольствием.

Было очень тщательно проведено планирование нападения. Были учтены особенности дорог в Джунгарию, были подсчитаны запасы воды вдоль маршрутов, созданы магазины с продовольствием. Армия разделилась на две группировки, и двумя маршрутами двинулась в Джунгарию[4]. Император Хун Ли считал, что силы Давачи истощились и настало время его разбить.

Амурсана, оценив расстановку сил, в августе 1754 года с 4 тысячами своих сторонников переметнулся на сторону цинского императора, получив от него титул цин-вана. По всей видимости, это был человек авантюрного склада характера, стремившийся к власти любой ценой и не особо выбиравший средства.

Цинская армия сосредоточилась на границе Джунгарии. Весной 1755 года начался решающий поход, в ходе которого Джунгария была окончательно разгромлена. Это было полное и сокрушительное поражение джунгар. Уже к июлю 1755 года цинские войска вышли к Или.

Хан Давачи, потерпев полное поражение, с остатками своего войска бежал к границам казахских владений. Аблай-хан дал ему в подкрепление 3 тысячи воинов. Давачи намеревался отбить Кашгарию, но ничего сделать не успел. Передовой отряд цинских войск под командованием Амурсаны, в мае 1755 года настиг хана в его ставке на реке Текес, одном из притоков Или. Давачи бежал, не приняв боя, но 8 июля 1755 года попал в плен[5]. Это был конец Джунгарского ханства, которое 19 июля 1755 года было официально присоединено к Цинской империи. Впрочем, Амурсана недолго был на цинской службе. Вскоре после крушения Джунгарии он поднял мятеж, но достичь успеха не смог.

Разгромленные джунгары частью попали под власть цинского императора, часть из них бежала в Россию, и позднее получила разрешение пройти до Волги, а некоторая часть бежала в казахские степи и осела среди казахов. Ойратские воины участвовали на стороне казахов в быстротечной казахо-цинской войне 1756-1757 годов, когда Аблай-хан два раза разгромил цинские войска: у горы Калмак-Толагай в Семиречье, а затем на реке Аягуз[6]. После этих поражений, империя Цин заключила мир с казахским ханом.

В истории пополнения казахских родов ойратами большую роль сыграл Шанды-Жорык, или «Пыльный поход».

В январе 1771 года ойраты-торгоуты приняли решение откочевать с низовий Волги обратно в Джунгарию. 30909 семей по русским данным, около 170-180 тысяч человек, двинулись в путь[7]. Это переселение русские историки вслед за документами той эпохи называли «торгоутским побегом». После переправы по замерзшей Волге, ойраты рассчитывали пройти через степи Младшего и Среднего жузов, выйти к Балхашу и от него через Семиречье пробиться в Джунгарию.

Однако вскоре ойраты потерпели поражение от хана Младшего жуза Нурали, который захватил множество женщин и детей в плен, и потребовал от остальных возвращеия назад. Ойратские тайджи не подчинились его требованию и продолжали движение в обход кочевий Младшего жуза. Весной ойраты переправились через Тургай и почти без остановок прошли через степь Сары-Арка и остановились на реке Шошил у озера Балхаш.

По пути казахи постоянно нападали на ойратов, отбивая мелкие группы от основного потока, захватывали в плен отставших. Ойраты постоянно теряли людей, скот, имущество. Но при этом казахи не пытались навязать ойратам решающего сражения.

На стоянке у Балхаша ойраты были окружены войском Аблай-хана, собранным заранее для решающего удара по ойратам. После трехдневных переговоров, ойраты внезапно пошли в атаку и прорвали окружение, бросившись вдоль южного берега Балхаша в Джунгарию. Их преследование и получило название Шанды-Жорык.

Небольшая группа под командованием Тинжу-тайджи незаметно выскользнула из-под преследования и двинулась вдоль северного берега Балхаша, по наиболее тяжелому маршруту. Они смогли беспрепятственно пройти почти до самой Джунгарии и были перехвачены только на Или[8].

Итог этого «торгоутского побега» и Шанды-Жорык был таков. В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тысяч ойратов, которые были приняты цинскими властями и поселены на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен в казахам. Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.

Большая часть взятых во время Шанды-Жорык в плен ойратов стала рабами. Однако часть из них, в основном представленная воинами, заняла другую социальную нишу – стала толенгутами. Это были люди, перешедшие под покровительство султанов, преимущественно иноземцы[9]. Султаны в то время набирали много толенгутов, к примеру, Аблай имел 5 тысяч толенгутских хозяйств, около 25-30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии [10].

Подавляющее большинство толенгутов во второй половине XVIII века, очевидно, составляли ойраты. Однако, среди них были также бывшие вассалы джунгар, воевавшие на стороне Джунгарии против казахов. В их число входили – енисейские кыргызы, чьи княжества располагались в широкой степной долине Енисея, на территории современной Хакасии. В 1703 году джунгары заставили часть своих вассалов на Енисее покинуть свои традиционные владения и переселиться в Джунгарию. Из енисейских кыргызов туда ушли алтырский князь Тангут Батур-тайджи, езерский князь Шорло Мерген, алтысарский князь Агалан Кашка-тайджи, а также князь Корчун Иренаков, сын знаменитого алтысарского князя Иренака, который в 60-80-х годах XVII века держал в страхе русские волости по Томи и Енисею, неоднократно грабил округу Красноярского острога[11]. Часть енисейских кыргызов в Джунгарии, после разгрома ханства, вернулось обратно на Енисей, некоторые остались на месте, а часть оказалась среди казахов. Очевидно, многие из них, вместе с ойратами, стали толенгутами казахских султанов.

Толенгутов было так много, что в XIX веке они образовали целую Толенгутскую волость на землях Среднего жуза. Среди казахов отмечались «киши кара калмак» – ойраты, и «ески кыргыз» – енисейские кыргызы, которые в XIX веке полностью ассимилировались среди казахов. Это вливание составило весьма значительную долю казахского населения, около 5%[12].

Ассимиляции сильно способствовало то, что многие рабы постепенно становились свободными скотоводами. Последующие уже при русской власти в XIX и начале ХХ века отмена привилегий знати, упадок кочевого хозяйства, теснота пастбищ и вынужденный переход к земледелию и отходничеству, привели к перемешиванию казахских родов. В этом процессе, разумеется, принимали активное участие и потомки ойратов, некогда захваченных в плен.

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками. Казахские ойраты были в лучшем положении, чем ойраты, которые перешли в русское подданство. Тех русские власти погнали в зимний переход на Волгу, в котором они потеряли почти весь скот и погибло много людей.

В свете этих фактов, попытки снова поднять ожесточенность эпохи казахо-джунгарских войн, представляют собой, по сути, уточненную форму самоненависти. Ненависть к джунгарам сейчас означает также ненависть к тем ойратским предкам, которые есть у большей части нынешних казахов.

[1] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 101

[2] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 103

[3] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 116

[4] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 105

[5] Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991, с. 111

[6] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 121

[7] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 123

[8] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 126-129

[9] Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II. М., «АН СССР», 1963, с. 330

[10] Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. I. Алма-Ата – Москва, 1935, с. 98

[11] Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957, с. 163

[12] Арынбаев Ж.О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации. Караганда, «Полиграфия», 1993, с. 35-36

Источник:  Дмитрий Верхотуров,  сайт www.neonomad.kz

  • Амир

    “………………Разрозненные казахские роды не были для них полноценными противниками…..”

    Казахи так же и Ойраты(калмыки и др) после тоже были разрозненны, но к счастью это осознав, Казахи объединились!!!!!! И стали тем -нынешним Казахстаном под одной властью!!!! Казахи тысячи раз “умирая” смогли подняться с колен.
    Орхоно-Енесейские письмена, памятник Тонюкука ( Сара Коктан-бике)

    Читается по Казахский:
    58)…Түрік білге қані!Еліңе бата етдым бен, білге Тонқоқ,…
    Қандай керемет *жүректен шыққан
    сөздер!!!Тек қана *Ұлы Анамыз* айта алатын сөздер!!!
    Перевод на
    русский:
    58)…Знайте это, Тюрки! Я благославила эти государства! знай Тонқоқ…
    Эти слова подтверждает, что мать Чингисхана играла большую
    роль в создании государства. И вообще в истории тюрков и она
    имеет полное *право* (заслуживает) написать эти слова!.
    «Сокровенное
    сказание» §242. « Порешив, выделить уделы для
    матери, сыновей и младших братьев, Чингис-хан произвел такое распределение. Он
    сказал: «Матушка больше всех потрудилась над созиданием государства…..»

  • Амир

    Читается по
    Казахский:
    59)..*.Алты арыс-қан* «қазағ»ынымсыр жақ Ертісі ерісер.Бен өзім,білге Тоңқоқ,
    «қазағ»ынымсыр бен жақ артым ерісер…
    Перевод на русский:
    59) … «Алты арыс»-қана(ханов автономии) будут поддерживать последователи «қазағ»и(представители ханства) Иртыша. Я сама, знай Тоньюкук, мои подчиненные «қазағ»и поддержут…

  • аскар

    Сам Чингисхан пострадал от жунгаров (чурженей, манчжуров) его деда Анбагай жунгары пригвоздили к деревяному ослу, и Чингисхан клялся что отомстить жунгарам.

  • РезкийДерзкий Қазақский джигит

    Самое главное что Казахстан и казахский народ сейчас существует, а Джунгарии нет. А те кто выдают себя за потомков джунгар – в основном отсидевшиеся далеко на западе калмыки. Вам ли знать что пережили джунгары джунгарии? Они были разгромлены цинами и казахами. Джунгаров просто разобрали в плен, одни оказались у казахов, а другие частично уничтожены, а частично увезены маньчжурами и халхасцами к себе. Пленные мужчины-джунгары стали толенгутами, а пленные джунгарки стали женами казахов и рожали им детей-казахов. Вот и конец истории Джунгарии.

  • Руслан Астафьев

    статья по делу, а комментарии от каких то школьников кажется))
    но трезво остудить школоту всегда нужно чтобы градус накала снизить:
    1) Джунгары – это никакие не маньчжуры, это западно-монгольское государственное образование сформировавшееся после переноса столицы Золотой Орды в Ханбалык (Пекин). Образовано оно по старомонгольской традиции двух крыльев у государства – левого и правого. двух противовесов. Позже после падения монгольской династии Юань, маньчжурская династия Цин как раз таки левое крыло низвергнутых монголов видеть не хотела и в итоге добила.
    Касательно происхождения – маньчжуры (тунгусы) это дальневосточный народ родственный скорее корейцам, чем китайцам или монголам. Они вошли в Китай как кочевники-завоеватели и легко побили китаизированную монгольскую аристократию, утратившую степной дух.
    Джунгары – сами по себе джунгары (ойраты) это группа народов разговаривающих на западно-монгольских языках, довольно сильно отличающихся от восточно-монгольских (например самого крупного – халхасского), в подчинении ойратов были как монголоязычные народы, так и тюркоязычные, например кыргызы. В истории их так и разделили на “белых” и “черных” ойратов именно по языку.
    После раздела Саяно-Алтая и Сибири часть “ойратов” оказалась в Китае, другая часть в России. Это в том числе такие народы как тувинцы, тубалары, алтайцы, хакасы и др. Нет ничего предосудительного в том что часть жителей ойратского государства перешла в подданство к победителям-казахам. Это здоровая практика для всех народов и иногда даже наций.
    В настоящий момент в КНР, Монголии и России народы известные ранее как ойраты живут и никуда не исчезли.
    Народы вообще обычно не исчезают бесследно. Просто “джунгары” как были, так и остались мелкими этническими группами.
    2) Джунгарская война – это событие обросло легендами, но кое что про него нужно помнить. Например то что это было решающее событие в рамках консолидации казахских племен именно в нацию, вместо неустойчивого союза. И именно по причине такой важности статус события и его детали мифологизируются и превозносятся до небывалых высот. По современным меркам та же Анракайская битва это мелкая междуусобица, и никак не легендарное сражение. Главным итогом войны стало разрушение западного крыла монгольской державы и уничтожение второй части чингизидов стоящих у власти в Китае, с окончательным утверждением маньчжурской династии как властителей в Поднебесной. Для Казахского Ханства, как изначально сепаратисткого образования отколовшегося от наследного хана Абулхаира, падение второй части Золотой Орды означало легитимизацию и отсутствие претензий на территорию со стороны монгольской знати. И после падения джунгар Казахское ханство стало действительно самостоятельным и легитимным участником политики в Центральной Азии и Южной Сибири. Но сами джунгары никуда не исчезли!
    3) Казахское ханство – вспомним что образовано оно было султанами-чингизидами Жанибеком и Гиреем, которые встали в оппозицию как Ханству Абулхаира, так и Шейбанидам с одной стороны, и западному крылу Золотой Орды в лице джунгар. После легитимизации казахов как нации наследника золотоордынцев (после уничтожения монгольской знати в Китае и Восточном Туркестане) влияние шейбанидов и прочих султанов сошло на нет и в итоге большая часть населения степей перешла в казахское подданство. При этом входили в него не только найманы или дулаты, а все народы как монголоязычного, так и тюркоязычного происхождения. Отчего и происходит весьма сложная система жузов и шежире. Это уникальный случай балансов интересов различных групп. Величие казахов не в победе над монгольской державой, а в системе отношений которая установилась после.
    4) Вассалы джунгар – например наши ближайшие соседи – кыргызы – неотъемлемая часть джунгарской войны и вообще западно-монгольского государства. Что однако не означает преследования потомков тех людей на основе легенд и реальных исторических событий позднего средневековья. Немцы и французы, французы и британцы, британцы и испанцы, да все известные мировые державы воевали между собой годами, и даже столетиями, что однако не мешает им сейчас спокойно развивать свои культуры, жениться, переезжать в другие страны и т.д.
    Джунгары и их подданые это страница из прошлого и она не должна мешать современным народам и людям.
    5) Монголы и тюрки – тема болезненная для многих, но мне как неказаху рассуждать об этом легче. Один из вопросов – стела Кюль-Тегина и Бильге-кагана. Могут ли ее прочесть казахи – да могут, могут ли ее прочесть монголы – да могут, на каком языке она написана – на древнетюркском, являются ли монголы пришельцами из тайги или из тундры, захватившими тюрское наследие – нет, являются ли монголы тюрками потерявшими язык – нет…можно перебирать тысячу вопросов, но разгадка лежит на поверхности.
    Хунны – предки как для монгол. так и для тюрков, двух народов одного корня. И на тот момент монгольский и тюркский не разошлись так далеко чтобы носители не понимали друг друга. Поэтому то и место проживания, и верования, и язык, и культура у монголоязычных и тюркоязычных так похожи по всей истории.

  • Beybit Abdrakmanov

    Куда не кинь везде клин. На любое обсуждение зайдешь обязательно нашу историю какой нибудь русский лучше знает. Вот ведь до сих пор нас за руку ведут в светлое будущее и когда имперский дух выветрится из голов лучше бы с братьями украинцами помирились и батьку Лукошенко не обижали а нас оставили бы в покое. Или украинцы правы вы ордынцы и поэтому душа болит, и хочется и колется, так что стеснятся да скыфы мы дааа нет не азиаты мммы. Хорш из блохи голенище кроить, интернационалисты вы, а жирик с лимоном какие голоса в росии набирают, а залезь в ваши обсуждения так сразу чуркой назовут интеллигентные русские соседи братья, были братья проветрили наши головы шизанутые депутаты да жирики и разные там шмырики. Им поклон они со своими рейтингами всем глаза открыли на вас, он же наш на нас работает, красавчик как замаскировался сразу и не поймешь