Из послания Президента,апрель 2002 года -2 часть

Продолжение первой части

село

Четвертое. Я поручил Правительству уделить особое внимание социальной сфере.

И здесь важное место должна занять новая политика в отношении села. Эта политика развития перспективных регионов, естественно, нуждается в достаточном финансовом обеспечении.
Прежде всего, мы не должны мешать крестьянину, дать свободу в самостоятельном подъеме своего хозяйства, помочь в кредитовании, консалтинге, продаже продукции.

Бюджет этих трех лет должен стать для села приоритетным. Из средств, направляемых в социальную сферу, особо выделять село: дороги и водоводы прежде всего для села; больницы прежде всего для нужд села; школы прежде всего для села. Поручаю Правительству и акимам ежегодно увеличивать в течение 2003—2005 годов объемы финансирования сельского образования, здравоохранения, средств на питьевую воду и на строительство и реконструкцию межобластных и межрайонных сельских автомобильных дорог на 10 млрд. тенге.
Но это должны быть обдуманно вложенные средства: к примеру, зачем строить новые школы в депрессивных местностях, где население сокращается. Надо в таких случаях строить школы-интернаты в перспективных районах и переводить в них детей. Это же касается и современных больниц.

Кроме того, в общем на развитие сельского хозяйства ежегодно необходимо дополнительно предусматривать до 8—10 млрд. тенге начиная с 2003 года.
Я считаю стратегической задачей коренное изменение дел в системе образования. Ключевое значение для страны имеет значительное повышение статуса учителя, и прежде всего сельского. В первую очередь необходимо решить вопрос оплаты учительского труда.
Считаю возможным уже в этом году увеличить заработную плату учителям свыше 30%, а не на 25%, как планировалось ранее.
Поручаю Правительству и акимам изыскать для этого необходимые финансовые источники.

Пятое. Миграционная стратегия, особые акценты на село и социальную сферу потребуют, по-видимому, определенной бюджетной децентрализации.
Но здесь и Правительству, и Парламенту необходимо проявить взвешенность и сдержанность до выработки модели расселения жителей села, имея в виду, что она неизбежно приведет и к определенному административно-территориальному переустройству на уровне сельских районов и округов.

И последнее. Необходимо принять целый комплекс мер по легализации собственности, а точнее, земли и недвижимого имущества сельских переселенцев в городах и мелких предпринимателей.
Из-за того, что собственность этого круга людей нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена, она не может быть капитализирована, продана или отдана в залог. Она выпадает и из системы легального учета и новых экономических отношений.
Это огромный потенциал. Мировые эксперты считают, что большинство бедных стран уже обладают активами и ресурсами, способными обеспечить этим странам прорыв.
Мы находимся в транзитной зоне экономического развития. По подсчетам экономистов-экспертов, от 25 до 35% активов и ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находятся в нелегальном обороте.
Их включение в рыночный оборот даст огромный эффект для всей экономики страны.
Исходя из этого, необходимо всемерно укреплять малый и средний бизнес, поэтапно решая следующие ключевые задачи:
-снижение налогового бремени;
-легализация собственности и активов;
-облегчение доступа к кредитным ресурсам;
-упрощение административных процедур и разрешений;
-защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов;
-создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации, создании централизованной бухгалтерии.

Поручаю Правительству создать по этим вопросам специальную комиссию. Ответственность за выполнение поставленных задач по подъему села требует ответственной и слаженной работы Правительства и акимов. Можно считать это экзаменом для всей системы исполнительной власти.
В настоящем послании я намеренно акцентировал внимание па одном, но крайне важном вопросе нашей новой политики — на селе. Правительство и бюджетная комиссия должны адекватно определить соответствующие приоритеты на следующий год.

Вместе с тем хотел бы осветить ряд вопросов, связанных с основными направлениями государственного строительства и демократизации общества.
Одобрен комплекс соответствующих мер на среднесрочную перспективу. Он основан на неизменности Основного Закона и незыблемости, конституционного строя.
По мнению многих экспертов, в том числе и международных. Конституция Казахстана, принятая в 1995 году, является по своей сути демократической, соответствует потребностям развития страны.

Потенциал этого Основного Закона еще во многом не реализован. Я поддерживаю эту позицию. Единство, межнациональное согласие и политическая стабильность — это главное, чего хочет наш народ. Я это знаю.

Демократия — наш осознанно выбранный путь развития, который я вам предложил и который вы приняли. И мы все должны работать над углублением этого процесса, опираясь на мудрость народа, с учетом исторических, экономических, политических, этносоциальных факторов и общественного мнения.
Мы будем двигаться шаг за шагом, сохраняя ценности нашей культуры, в основе которой — взаимопомощь, терпимость, коллективизм, взаимоуважение между людьми разных национальностей. Чужие рецепты могут нам навредить.
Мы будем наращивать усилия государства и общества в деле строгого соблюдения прав и свобод граждан, конкретными действиями бороться с бюрократическим произволом и в центре, и на местах.
У нас немало резервов для совершенствования партийно-политического строительства, в первую очередь — его законодательных основ. Давно назрели такие вопросы, как введение правовых норм, не допускающих политического экстремизма в деятельности партий; исключение партийного строительства на этнических или конфессиональных принципах; обеспечение финансовой прозрачности в их деятельности.
В этом отношении я поддерживаю инициативу группы депутатов об изменении партийного законодательства.
Правительству также необходимо инициировать разработку закона о статусе и правах неправительственных организаций.
Мы и впредь будем настойчиво и энергично проводить работу по совершенствованию государственного строительства, развитию местного государственного управления и самоуправления, улучшению судебной и избирательной систем.
По моему поручению Правительство работает над подготовкой концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений.
По итогам этой работы должен быть подготовлен проект оптимального перечня государственных функций, их разграничения по уровням управления. Он станет основой для создания базовых условий перехода к новым принципам государственного администрирования и соответствующей модели межбюджетных отношений уже к началу 2004 года.

Здесь необходимо решать вопросы передачи части полномочий и ответственности от центра к регионам. Тогда и станет ясной структура самой власти, станет понятно, где избирать, а где назначать руководителя. Одна из задач концепции — это формирование полноценных институтов государственной власти на сельском уровне управления.
В сельской местности отмечается определенный вакуум власти. Акимы на местах не имеют достаточных полномочий, а главное -финансовых ресурсов. Поэтому Правительство и областные акимы должны организовать эффективное государственное управление в нижних звеньях.
В августе текущего года будет проведен детальный анализ эксперимента по выборам акимов сельских округов, и на его основе будет принято решение о целесообразности выборности этой категории руководителей населением.
В то же время необходимо определиться, сколько уровней управления у пас должно быть. И только после определения всех основополагающих принципов государственного управления можно будет подойти к модели и закону о местном самоуправлении.
В этом году будут внесены серьезные изменения в Закон о государственной службе, Это переход от конкурсной к карьерной системе продвижения по ступеням государственной службы, а также ликвидация всех допущенных в действующем законе перекосов.

Будут приняты меры по совершенствованию кадровой политики в сфере судов и ограничению коррупции в судейском корпусе, усилению роли адвокатуры в правозащитном механизме. К концу года будет разработана концепция введения института присяжных заседателей.
Надо серьезно изучить вопрос введения моратория на смертную казнь, вплоть до ее полной отмены. Понимаю, что для этого необходимо создать условия. Это требует финансирования и времени. Знаю, что существуют разные мнения в обществе. Но надо начать решать эту проблему.

Намечается также ряд мер по совершенствованию деятельности средств массовой информации.
В ближайшее время будет пересмотрен и расширен состав тендерной комиссии по распределению радиочастот путем включения в ее состав представителей общественности. Создается общественный совет по информационной политике при главе государства.

В своем развитии наша государственность поэтапно подходит к тому рубежу, когда Парламент должен более полно использовать свои полномочия, предоставленные Конституцией, в том числе и в отношении Правительства.
Постоянный диалог между Парламентом и Правительством, совместная законотворческая работа — важнейшее условие укрепления государственности. Решение серьезных задач предусматривается и в следующем году. В их числе — внесение изменений и дополнений в Конституционный закон “О Правительстве”, законодательное внедрение механизма государственного социального заказа на услуги неправительственных организаций, разработка законопроекта “Об альтернативной военной службе” и другие.

В заключение хочу высказать ряд принципиальных положений о нашей внешней политике. Жизнь и практика подтверждают, что с самого начала мы выбрали правильную линию поведения на международной арене.
Решение об отказе от ядерного оружия до сих пор работает на безопасность и позитивный имидж нашей страны.
Казахстан — одно из немногих государств на постсоветском пространстве, сумевших выстроить хорошие стабильные взаимоотношения со всеми странами, не нанося ущерба своим стратегическим интересам.
И впредь мы будем проводить именно такую многостороннюю прагматичную политику, которая полностью соответствует геополити- * ческому расположению и экономическому потенциалу Казахстана. Именно такая политика — ключ к укреплению нашей национальной безопасности.

В то же время мы должны приложить еще большие усилия для укрепления факторов предсказуемости и стабильности во взаимоотношениях Казахстана с соседними государствами.
Наша дипломатия должна обратить самое серьезное внимание на укрепление таких приоритетных организаций, как ЕврАзЭС, Шанхайская организация сотрудничества, Центральноазиатская организация сотрудничества.

При этом мы будем развивать сотрудничество с США, Западной Европой и другими странами.
Необходимо добиться конкретных результатов по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Надо укрепить нашу внешнеэкономическую политику, добившись слияния усилий государства и частного бизнеса в обретении прочных позиций на внешних рынках.
Казахстан, выстроив рыночную экономику, стал неотъемлемой частью процесса глобализации.
Нам крайне важно найти свое место в мире, тщательно продумать стратегию наших дальнейших действий, которая помогла бы избежать издержек и, напротив, извлечь дивиденды.
В этом плане Правительству следует серьезно активизировать работу по подготовке к вступлению во Всемирную торговую организацию.