казак, ногай, озбек

Соотношение терминов “казак”, “ногай”, “озбек”

Здесь мы считаем необходимым более подробно остановиться на значениях терминов “казак”, “ногай” и “озбек”, чтобы избежать путаницы в изложении материала.

Озбек. Термины “озбек”, “Озбекское ханство” – возникли во второй половине XIV в. и связаны с именем хана Улуг Улуса Озбека (1312-1342), известного своей приверженностью исламу. После его смерти весь Улуг Улус стали называть “владением озбека” или “озбекским ханством”. “Озбекскими” в восточных источниках стали называть и кочевников, населявших Улуг Улус. Сами кыпчаки никогда не называли себя так. Об этом свидетельствовал и Мухаммед Шайбани, заявивший, что никакого озбекского ханства на самом деле не было, и что его дед Абулхаир владел частью Улуг Улуса, Ибн Рузбихан писал что “озбеки” состоят из трех частей – “шибанцев”, т.е. сторонников Мухаммеда Шайбани, “казахов”, т.е – подданных Казахского ханства, и “мангытов”, т.е. населения Ногайского Улуса. Как видим, восточные писатели и историки под термином “озбек” подразумевали не какой-либо отдельный этнос или группу племен, а все кочевое население Улуг Улуса. Лишь позже, с уходом части кочевников с Мухаммедом Шайбани в Мавераннахр и образованием там централизованного государства, термин “озбек” превращается в этноним и обозначает все тюркоязычное (карлыкское и кыпчакское) население оседлых областей.

Ногаи. Термин “ногай” появляется позже в связи с событиями, происходившими в Улуг Улусе после смерти Бердибека в 1359 г. В 1360 г. на берегах Сырдарьи образуется новое ханство, во главе которого стал Кара-Ногай и по его имени все государство получило название “Ногайского Йурта” (Ногайлы журт). После смерти Кара-Ногая ханом стал его племянник Тура-Темир, затем Орыс хан. Последнему удалось объединить большую часть Улуг Улуса и термин “ногайлы” на время отошел на второй план.
После смерти Орыс хана и прихода к власти Токтамыса термин “ногайлы” возрождается и начинает обозначать ту группу кочевой знати, которая поддерживала Едиге и внуков Орыс хана – последнего хана “ногайского йурта”. После победы Едиге и признанием его фактическим правителем Улуг Улуса термин “ногай” постепенно становится этническим самоназванием кыпчакских племен от Черного моря до Ертиса. Население Мангытского Йурта, Казахского и Сибирского ханств продолжали называть себя “ногайлы”. Отражением той эпохи являются многочисленные казахские героические эпосы XV-XVII вв., посвященные истории народа “ногайлы”, “ногайлинским” батырам – Едиге, Камбару, Таргыну и др. Лишь в начале XVII в., с распадом Мангытского государства и изоляцией группы ногайцев от основной части этноса на Северном Кавказе, только за ними сохранился этноним “ногай”. Ногайцы, вошедшие в состав Казахского ханства, стали называться “казахами”. В русскоязычной литературе “ногайцами” именуют только подданных Мангытского Йурта.

Казах. Термин “казах” или правильнее “ҚазаҚ” вызывает очень много споров в среде исследователей. Мы считаем необходимым дать ниже сводку сведений о термине “казах”, сделанную Мухаммеджаном Тынышпаевым в работе “Материалы к истории кыргыз-казахского народа”, вышедшей в Ташкенте в 1925г.
В 1356 г. “казахи” напали на Мавераннахр. В 1397-1410 гг. часть крымских кыпчаков переселилась в Литву и несла службу при королях, называясь “казаками” (русских казаков еще не было). В 1474 г. крымский хан Менгли Керей писал Ивану III: “Мне твоей земли не воевать, моим уланам, ни князьям, ни казакам”. В 1523 г. русский посол в Стамбуле И. Морозов говорит султану: “Твои казаки азовские наших имают в поле, а водят в Азов и продают”. В 1471 г. в походе на Новгород участвовал Касимовский царевич Данияр “со своими казаками”. В 1481 г. на хана Ахмета напали Ибак хан с “1000 казаками” и ногайские мурзы Муса и Жамбырши с “15000 казаками”. В 1499 г. “ордынские казаки и азовские под Козельск пришли, взяли село Олешию”. В 1508 г. казанский хан Абдуллатиф обещает князю Василию “не пускать воевать своих казаков”.
Из этой краткой подборки видно, что термин “казак” вначале имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти.

Именно поэтому группа кочевников, откочевавших с Жанибеком и Кереем в Могулистан, получила название “казак”. Ханство, основанное ими, получило название “казахского”. С этого момента значение слова “казак” начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, обозначая подданных Казахского ханства. Выходя из-под власти ханов, кочевники переставали называть себя “казаками” и становились “ногайлы”, а принимая подданство ханов, вновь назывались “казаками”. Лишь с объединением всех ногайских племен в рамках Казахского ханства термин “казак” превращается из политического в этнический, став самоназванием всех кыпчак-ногайских племен и родов. Однако в официальных кругах предпочитали вплоть до XX в. пользоваться для обозначения казахского этноса термином “Алты алаш”, общим для ногаев и казахов.

В дальнейшем термином “казах” мы будем обозначать и весь этнос в целом и население Казахского ханства, в частности, термином “ногай” – казахские роды в составе Мангытского Йурта, термином “озбек” – кочевников, поддерживающих Мухаммеда Шайбани.