Культура в период национально-освободительной войны

Казахская культура в период национально-освободительной войны

Развитие казахской литературы в 20-60-х годах XIX в. было тесно связано с освободительной борьбой против колониальной экспансии России.

В этот период получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов. Поэма “Батыр Нияз” посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов. О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма “Бекет батыр”. Поэма “Айман-Шолпан” также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Коти-барулы. Руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847гг. стали героями эпоса “Кенесары-Наурызбай”, очень популярного среди народа.

Махамбет Отемисулы. Развитие Казахской литературы связано с творчеством Махамбета Отемисулы. Он родился в 1803г. в кочевом ауле Бокеевского ханства. Предки Махамбета были из рода керей Среднего жуза, его прадед Кулминияз в детском возрасте попал в плек к туркменам и был освобожден батыром Жаубасаром из рода Берш. Махамбет учился в аульной начальной школе, с юношеских лет проявлял склонность к поэзии. Стремясь удержать талантливого акына в своих руках, хан Жангир посылает его со своим сыном на учебу в Оренбург. Но он не стал дворцовым поэтом, в 1829 г. за участие в волнениях казахов был заключен в тюрьму, где просидел два года. После побега из тюрьмы поэт присоединился к Исатаю и стал одним из руководителей восстания казахов Бокеевского ханства против России. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибели Исатая в 1838 г. поэт продолжает вооруженную борьбу. Он ведет переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылает письма казахским родоправителям, несколько раз пытается пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Бокеевского ханства. Несмотря на тяжелую болезнь (Махамбет страдал от опухоли тазовой кости), он продолжает активную полигическую и литературную деятельность. В 1846 г. по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит. Русский писатель Е. Ковалевский, путешествовавший по казахской степи, отмечает его ум, красноречие, знание русского языка. Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой.

Казахские поэты первой половины XIX в. Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817-1871). Он родился в бедной семье в Уильской волости (Актюбинской области). Шернияз активно участвовал в восстании Исатая, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая.

Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюмбай (1827-1896). Он родился в Жетысу (Жамбылский район Алматинской области). Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа.

Замечательным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770-1856), родившийся в Абралинском крае (на границе современной Карагандинской и Семипалатинской областей). Свои песни он сопровождал на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы “Козы Корпеш – Баян Сулу”.

В первой половины XIX в. в казахской степи жили и творили поэты Есет, Абыл, Жанкиси, биографии которых нам, к сожалению, малоизвестны. Есет родился и вырос в конце XVIII в. – первой половине XIX в. в местечке Кызыл Кога, был известным бием и батыром, прославился стихотворениями на лирические и бытовые темы. Абыл (1777-1864) жил и умер в Мангистау. Он был известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен, каракалпаков. Он сохранил и передал следующим поколениям эпическую поэму “Сорок героев Ногайлы”.

Биография поэта Жанкиси нам неизвестна. Знаем, что родился в конце XVIII в. в Арке, а умер в пределах Кокандского ханства. До нас дошло стихотворение-послание Кокандскому хану, где Жанкиси жалуется на сборщиков налогов.

Музыка. В первой половине XIX в. появилась группа талантливых композиторов, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие казахского музыкального искусства. Видным деятелем казахской инструментальной музыки явился Даулеткерей Шигайулы. Сын известного султана Шигая (опекун хана Жангира) Даулеткерей родился в богатом ауле Бокеевской орды. Его творчество носит главным образом лирический характер. Высокой художественной выразительностью отличаются кюи “Жiгер”, “Кoныр ею шек”.

Автором более 30 инструментальных произведений был другой выдающийся композитор – Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879). Он родился в местности Жидели в Бокеевском ханстве, в семье бедного скотовода. Своими произведениями он значительно развил и обогатил казахскую инструментальную музыку. Особо популярны такие его произведения, как “Кебiк шашкан”, “Балбырауын”, “Сарыарка”, “Юсен ашкан”.

Таким образом, культура казахского народа первой половины XIX в. преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем новые явления в политическом, экономическом положении и социальной структуре казахского общества оказывали заметное влияние на развитие культуры.

В целом в 20-60-е годы XIX в. во всех сферах жизни казахов происходят значительное изменения, связанные с активизацией колониальной политики России, разрушаются традиционные отрасли хозяйства, социальная структура, что привело к общему кризису казахского общества.