Марат Тажин: Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое

Великий казахский мыслитель, жырау и провидец Монке би говорил, что народ без истории не имеет родины. Вчера в Астане произошло знаменательное и даже наверное сакральное событие. В Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева состоялось расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан. Председательствовал на данном мероприятии Государственный секретарь Марат ТАЖИН. К сожалению, мы (z001.kz) не сумели найти полный текст его речи на этом значимом совещании, поэтому представляем вашему вниманию подборку выдержек из текста, предоставленных информационными агентствами:

фото с сайта tengrinews.kz
фото с сайта tengrinews.kz

АСТАНА. 5 июня. КАЗИНФОРМ — Государственный секретарь РК Марат Тажин сегодня выступил на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан в Евразийском национальном университете им.Л.Н.Гумилева.

«Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, давно и предметно занимающийся вопросами национальной истории, предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории», — сообщил М.Тажин.

Главная цель этой программы:

 

  • создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики;
  • расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации.
  • осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.

«Эта инициатива Нурсултана Абишевича Назарбаева появилась не случайно.
Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти — это единственный способ самосохранения вообще.

Уже к 5-летию Независимости нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев высказал свои взгляды на историю нашего государства, «порой драматическую, порой милосердную, …но всегда пронизанную стремлением к Независимости».

Свое стратегическое видение национальной истории Глава государства изложил в книге «В потоке истории» в 1999 году. В 2003 году, в своем Послании народу Казахстана, Президент Н.А.Назарбаев объявил о начале беспрецедентной программы «Мәдени мұра».

За семь лет реализации программы — с 2004 по 2011 годы — проведено 26 специальных исследований по истории, археологии и этнографии Казахстана. Но все это — начало нашей большой работы, направленной на восстановление исторической памяти и исторической справедливости.

Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину», — отметил Госсекретарь РК.

 

Время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования. Произошедшая в мировой историографии переоценка методов познания оказалась на периферии нашего внимания, заявил сегодня государственный секретарь на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории. Ученые, эксперты и государственные деятели обсудили современное состояние отечественной исторической науки, а также перспективы ее развития.
Перед казахстанской исторической наукой стоит реальный вызов, ответ на который вполне может быть найден. С таких слов свое выступление на первом заседании межведоственной рабочей группы по изучению национальной истории начал государственный секретарь. Марат Тажин отметил, что современная история вышла за свои узкодисциплинарные рамки и стала междисциплинарной наукой.
Марат ТАЖИН, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ РК:

– Глава государства, Нурсултан Абишевич Назарбаев, давно и предметно занимающийся вопросами национальной истории предложил разработать специальную программу исследований «Народ в потоке истории». Главная цель программы – создание условии для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики. Расширение горизонтов национальной истории, формирование нового исторического мировоззрения нации. Осмысление двух десятилетии новейшей истории Казахстана.

Своим видением текущего положения отечественной исторической науки и перспектив ее развития поделились также известные ученые. Среди них Директор института истории государства Буркутбай Аяган, Хангельды Абжанов – директор института истории и этнологии имени Валиханова, глава института археологии имени Маргулана Бауыржан Байтанаев, главный научный сотрудник института языкознания имени Байтурсынова Александр Гарковец и другие.

Марат ТАЖИН, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ РК:
– Во-первых, накопленные исторические факты и свидетельства позволяют нам предположить, что этногенез казахов произошел значительно раньше, нежели это всегда трактовалось исторической наукой. Во-вторых, мы должны на системной, научной базе понять главные смыслы современной истории. И здесь необходимо с научных позиции проанализировать ряд аспектов в деятельности лидера Казахстана. Во-первых, за два с небольшим десятилетия мы можем определенно говорить о стратегическом видении. Во-вторых, инновационный стиль управления. В третьих интеллектуальный масштаб. Все крупнейшие проекты внутреннего и внешнего характера – от СВМДА и Форума мировых религии, от Саммита ОБСЕ до Экспо-2017, от переноса столицы до Стратегии 2030 и 2050 имели в своей основе интеллектуальные наработки самого президента. А ведь каждый из этих проектов мог сделать честь любому крупному политику современности.
К 1 декабря текущего года Межведомственная рабочая группа должна подготовить развернутый доклад на имя главы государства с базовым видением всей этой проблематики, новыми подходами и решениями.

——

Задача историка состоит в том, чтобы понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории.

«Нужно прямо сказать о несводимости истории казахов к литературным источникам и архивам. Неужели можно без критического анализа принимать свидетельства насквозь пропитанных европоцентризмом иностранных купцов, разведчиков, военных или географов о казахской истории в качестве истины последней инстанции? Мы должны серьезно переосмыслить все эти источники, понимая с высоты современной науки, что они часто не выдерживают никакой критики по стандартам сегодняшнего дня», – сказал М.Тажин.

Госсекретарь отметил, что время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования. «Произошедшая в мировой историографии критическая переоценка методов познания оказалась на периферии нашего внимания. Речь идет, по крайней мере, о двух методологических революциях 20 века, с которыми связаны принципиальные перемены в исторической науке. Во-первых, я бы отметил, мощное интеллектуальное движение французской исторической школы первой половины XX столетия, связанное, прежде всего, с именами Люсьена Февра и Марка Блока», – сказал М.Тажин.

По его словам, современная история вышла за свои узкодисциплинарные рамки и стала междисциплинарной наукой. Исторические исследования перестали замыкаться на изучении исключительно письменных источников и работе в архивах. Исторические исследования интегрировали в себя методы многих смежных научных дисциплин – социологии и социальной психологии, экономики, социальной географии, этнографии, антропологии, культурологии, истории права и других.

«Во-вторых, еще один качественный скачок в мировой исторической науке, не менее грандиозный по масштабам, чем первый, был сделан уже во второй половине ХХ века.

Изменилась роль ученого. Проникновение методов феноменологии и герменевтики в историческую науку существенно изменило сам тип исторического исследования. Теперь историк – не просто «регистратор» событий, который фиксирует и описывает факты. Теперь историк становится «понимающим» – ученым, который должен проникнуть во внутренние смыслы изучаемого времени, ученым, который должен не просто изучать факты, а достигать «понимания» ценностей, правил, морали конкретного общества.

При таком подходе каждая национальная история предстает не как абстрактная хронологическая летопись формаций и цивилизаций, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью. Задача историка состоит не в том, чтобы втиснуть национальную историю в какие-то жесткие рамки неких универсальных закономерностей, а в том, чтобы понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории», – заявил Госсекретарь.

Казахстанская историография должна серьезно изменить свой методический и языковой инструмент.

«Если мы будем рассматривать национальную историю в понятиях формационного подхода, трактуя уникальную цивилизацию тюркских каганатов, например, в терминах раннего феодализма, то мы ничего не поймем и повторим примитивную схему. Если рассматривать этногенез казахов в терминах марксистского структурализма, то мы зайдем в очередной тупик. Ибо при помощи устаревшего научного языка нельзя увидеть реальность с высоты современной науки.

Как образно сказал один современный философ, «слова конструируют социальную реальность в той же степени, в которой они ее выражают». Конечно, мы далеки от того, чтобы трактовать историю в духе раннего Людвига Витгенштейна или позднего Ролана Барта, для которого «исторический факт имеет лишь лингвистическое существование». Это тоже перебор и уже архаизм, правда, свежий архаизм. И то, что постмодернистская лексика или концепты лингвистической философии, хотя и с большим запозданием вводятся в казахский язык, можно только приветствовать», – сказал М.Тажин.

«Перед казахстанской исторической наукой стоит реальный вызов, ответ на который вполне может быть найден», – заявил М.Тажин.

——

«Наша историография должна серьезно изменить свой методический и языковой инструмент. Перед казахстанской исторической наукой стоит реальный вызов, ответ на который вполне может быть найден», – заявил сегодня в ходе расширенного заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан государственный секретарь РК Марат Тажин.

Он отметил, что «если мы будем рассматривать национальную историю в понятиях формационного подхода, трактуя уникальную цивилизацию тюркских каганатов, например, в терминах раннего феодализма, то мы ничего не поймем и повторим примитивную схему».

«Если рассматривать этногенез казахов в терминах марксистского структурализма, то мы зайдем в очередной тупик. Ибо при помощи устаревшего научного языка нельзя увидеть реальность с высоты современной науки», – подчеркнул он.

«Как образно сказал один современный философ, «слова конструируют социальную реальность в той же степени, в которой они ее выражают». Конечно, мы далеки от того, чтобы трактовать историю в духе раннего Людвига Витгенштейна или позднего Ролана Барта, для которого «исторический факт имеет лишь лингвистическое существование». Это тоже перебор и уже архаизм, правда, свежий архаизм. И то, что постмодернистская лексика или концепты лингвистической философии, хотя и с большим запозданием вводятся в казахский язык, можно только приветствовать», – заключил М. Тажин.

«Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину»,

Госсекретарь отметил, что свое стратегическое видение национальной истории Глава государства изложил в книге «В потоке истории» в 1999 году. В 2003 году, в своем Послании народу Казахстана, Президент Н.А.Назарбаев объявил о начале беспрецедентной программы «Мәдени мұра».

За семь лет реализации программы – с 2004 по 2011 годы – проведено 26 специальных исследований по истории, археологии и этнографии Казахстана. Все это – начало большой работы, направленной на восстановление исторической памяти и исторической справедливости.

—-

Необходимо системно исследовать сакскую культуру, здесь недостаточно одного лишь прочтения и толкования европейских авторов классической эпохи.

Такое мнение высказал Государственный секретарь РК Марат Тажин на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан, проходящем в Евразийском национальном университете им.Л.Н.Гумилева.

«Нынешняя территория Казахстана в большей части соответствует ареалу расселения племен, формировавших казахский этнос. И очевидно, что эти племена не могли сформироваться одномоментно в XV веке. Формирование казахского этноса – процесс, занявший не одно тысячелетие, но, к сожалению, недостаточно изученный. К сожалению, учеными до сих пор не рассмотрены с новых методологических позиций такие сложнейшие и масштабные темы, как образование и распад ранних государственных образований в древнетюркской степи «Дешт-и-Кипчак», ареал распространения тюрко-кыпчакского населения, история топонимики Евразии и так далее.

Мы должны системно исследовать сакскую культуру, особенно массагетов, занимавших территорию Приаралья, саков-тиграхаудов – в Семиречье, и аримпасов – в Восточном Казахстане и на Алтае. Здесь недостаточно одного лишь прочтения и толкования европейских авторов классической эпохи. Отдельного прочтения и толкования требуют исторические факты и культурные артефакты эпохи Кангюй и Хунну. Древнетюркское государство, Тюргешский и Карлукский каганаты также должны войти в орбиту нашего первостепенного внимания, потому что именно к ним уходят корни нашей базовой этнокультурной и цивилизационной идентичности – тюркской», – сказал М.Тажин.

——

Историкам Казахстана следует воссоздать реальную картину периода империи Чингизхана, понять, в том числе, и его этническую природу, избежав спекуляций на эту тему и упрощенного традиционного подхода.
Об этом заявил сегодня Государственный секретарь РК Марат Тажин

«Нам следует воссоздать реальную картину империи Чингизхана… В VI веке на историческую арену выходит новое историческое лицо – Тюркский каганат – степная империя тюрков, оказавшая огромное влияние на этногенез многих народов. Становление сложных и разнообразных культурных комплексов – это важнейшая веха в истории этногенеза нашей нации. Как отмечал Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем труде «Потоки истории», наши предки на протяжении двух тысячелетий играли значительную роль в развитии государств от Дальнего Востока до Западной Европы, от Сибири до Индии. Перемещаясь на огромные расстояния, кочевники не раз изменяли этническую и государственную картину Евразии. Поэтому нужно исследовать – какова роль данных образований, формирований общего протюркского антропологического типа и протюркской языковой группы, проживающей на территории современного Казахстана и Центральной Азии. Какова система их взаимодействия с Китайской, Римской, Ушанской империями, Парсией и другими?», – отметил в своем докладе Госсекретарь РК.
Кроме того, по его словам, ученым следует обратить внимание и на такой вопрос: какова дипломатическая и торгово-экономическая роль Великого Шелкового пути, особенно его участка на нашей территории – степного пути? Как он способствовал взаимопроникновению и взаимообогащению культур, культурно-цивилизационному взаимодействию в ЦА и других государств Евразии, особенно стран Востока.

——

Изучая историю тюркско-славянского взаимодействия, нельзя акцентировать внимание только лишь на конфликтах и упускать из вида положительные точки соприкосновения наших культур и цивилизаций.

«История Казахской степи в системе империи Чингисхана и ее правопреемников, охватывающая XII-XIV столетия, требует самого пристального внимания. История Золотой Орды, ордынских ханств – период, когда началось активное взаимодействие Казахской степи с находившимся в стадии формирования новым русским государством, – также чрезвычайно важна.

К сожалению, в современной историографии под воздействием европоцентризма доминирует представление о борьбе между двумя противоположностями – кочевниками («варварами») и оседлыми народами («цивилизованными»). Но проходит время, и исследователи все чаще задаются вопросом о правдивости такой картины.

История тюркско-славянского взаимодействия – это не только история войн, военных побед и поражений. Упускается из вида, что это, прежде всего, история многогранного взаимодействия – торгового, политического, военного, культурного», – отметил М.Тажин.

По его словам, сегодня, к сожалению, почему-то получается так, что положительные точки соприкосновения наших культур и цивилизаций опускаются и остаются в стороне. Изучается только конфликт, и затем многие симпатии и антипатии сегодняшнего дня переносятся на прошлое, что недопустимо и не профессионально.

Нужно открыто говорить о драматической истории двадцатого века, а не предаваться ностальгии по некоему порядку. Каково жить при нем, миллионы наших предков испытали на себе, отметил сегодня на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан в ЕНУ им.Л.Н.Гумилева Государственный секретарь Марат Тажин.

«Перед нами встает принципиальный вопрос: неужели лишена всякого конструктивного смысла история целых поколений, история жизни наших отцов и дедов? Конечно же, нет, не лишена смысла жизнь прошлых поколений. Здесь есть и собственно историческая, и этическая сторона.

В любую историческую эпоху жизнь людей и политической системы – это не совпадающие вещи. Жизнь тех поколений казахстанцев, которая пришлась на двадцатое столетие, наполнена своим высоким личностным смыслом. Своими радостями, победами и свершениями. И перечеркивать весь этот огромный пласт истории, составивший жизнь целых поколений, обмазав его одной черной краской, было бы необъективно по чисто историческим причинам», – подчеркнул в своем докладе Госсекретарь.

По его словам, историкам в первую очередь нужно избегать идеализации прошлого и открыто говорить о драматической истории двадцатого века, а не предаваться ностальгии по некоему порядку: каково жить при нем, миллионы наших предков испытали на себе. Поэтому показать все прелести «решения национального вопроса» в тоталитарном государстве – это просто долг казахстанских историков.

——

«В любую историческую эпоху жизнь людей и политической системы – это не совпадающие вещи. Жизнь тех поколений казахстанцев, которая пришлась на двадцатое столетние, наполнена своим высоким личностным смыслом, своими радостями, победами и свершениями. И перечеркивать весь это огромный пласт истории, составивший жизнь целых поколений, обмазав его одной черной краской, было бы необъективно по чисто историческим причинам», – заявил М. Тажин сегодня в ходе расширенного заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан.

Он отметил, что «в конце концов это наш прямой долг перед собственными предками – с высоты сегодняшнего знания правильно оценить прошедшую эпоху. И здесь одинаково опасны обе крайности. Во-первых, нужно избежать идеализации прошлого. Нужно открыто сказать о драматической истории XX века, а не предаваться ностальгии по некоему порядку. Каково жить при этом порядке, миллионы наших предков испытали на себе. Поэтому показать все прелести решения национального вопроса в тоталитарном государстве – это просто долг наших историков. Во-вторых, нужно объективно смотреть на прошлое, нужно с уважением отнестись не только к чувствам старшего поколения, нужно понять, что в истории не бывает только черного и белого цветов».

Госсекретарь РК также подчеркнул, что «история Казахстана в XX веке – это во многом история столкновения национального и тоталитарного. Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной, для которой не имело особого значения, кто перед ней: казах или русский, украинец или узбек. И мы должны четко и ясно понимать реальные механизмы истории».

«Вместе с тем встает и другой принципиальный вопрос: неужели лишена всякого конструктивного смысла история целых поколений, история жизни наших отцов и дедов? Конечно же, нет, не лишена смысла жизнь прошлых поколений. Здесь есть и собственно историческая и этическая сторона», – отметил М. Тажин.

——

«Необходимо создать современный и, по-настоящему, научный, единый государственный стандарт исторического образования в средней школе и вузах. Стандарт, который базировался бы на самых современных методах исследования и методиках преподавания. Это, конечно, потребует серьезной методической перестройки учебного процесса в сфере гуманитарного образования, вначале в высшей, а затем и в средней школе. В соответствии с новым государственным стандартом исторического образования необходимо будет пересмотреть распределение учебно-методических планов во всех государственных вузах страны», – сказал М.Тажин.

Госсекретарь также отметил, что нужно будет создать курсы повышения квалификации для всех преподавателей истории Казахстана в вузах в течение 2014 года, а в 2015 году – в региональных университетах для школьных учителей истории.

—-

«У нас есть основания по-новому взглянуть на историю и изменить представления о реальной роли нашего народа в огромном регионе планеты», – заявил сегодня на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан Государственный секретарь РК Марат Тажин.

«Перед нами стоит колоссальная по масштабу задача. Во-первых, накопленные исторические факты и свидетельства, памятники материальной культуры, изучение символических форм и обрядов, данные филологии и лингвистики, историческая география и демография, новые методы исторического исследования, междисциплинарные подходы позволяют нам предположить, что этногенез казахов произошел значительно раньше, нежели это всегда трактовалось исторической наукой. Расширение этнического горизонта в первое тысячелетие нашей эры и его научное подтверждение позволяют по-новому взглянуть на всю национальную историю, изменить представления о реальной роли нашего народа в огромном регионе планеты. Это еще и важнейший фактор национальной идентичности, что принципиально меняет национальное самосознание», – сказал М.Тажин.
Во-вторых, по его словам, казахстанцы должны на системной, научной базе понять главные смыслы своей современной текущей истории.

«Пошло третье десятилетие в жизни независимого суверенного государства. За эти годы действительно пройден путь, равный столетиям. Пришло время обобщения. В чем были особенности транзита Казахстана, в чем смысл состоявшегося государства, каковы основные этапы реальной независимости, каких опасностей мы избежали, как была построена экономическая, политическая и культурная система общества? Ответить на эти вопросы в аргументированной и ясной форме – задача исторического профессионального сообщества», – подчеркнул Государственный секретарь.

——
Государственные вузы должны прекратить практику сокращения кафедр истории Казахстана.

«Национальная история должна стать центральным звеном среди общественных наук. Здесь хотел бы обратить ваше внимание на один принципиальный момент. Полагаю, вузам, по крайней мере, государственным, следует прекратить практику сокращения под различными предлогами кафедр истории Казахстана. Я здесь даю поручение заведующему отделом внутренней политики Администрации Президента – сделать мониторинг и анализ, в конце лета с этим анализом еще раз прийти. Ректоров и министров просим взять на контроль эти вопросы, потому что процесс идет. Кроме того, ректоры вузов – я пока касаюсь только государственных вузов – нередко самовольно сокращают выделяемые кредиты, мы наблюдаем эти примеры. Эта тенденция в будущем может сильно ударить по формированию корпуса историков.

Из года в год идет сокращение квот, выделяемых для исторических дисциплин, эту проблему нам следует совместными усилиями решить», – сказал М.Тажин.

Нужно прекратить практику сокращения студенческих квот и кредитов по историческим дисциплинам, также вузовских кафедр по данному профилю.

«Национальная история должна стать центральным звеном среди общественных наук…Полагаю вузам, по крайней мере, государственным вузам следует прекратить однозначно практику сокращения под различными предлогами кафедр истории Казахстана», – сказал М.Тажин.

«Каждый государственный вуз Казахстана должен иметь самостоятельную кафедру истории Казахстана», – подчеркнул Госсекретарь, обращаясь к ректорам вузов и главе Минобразования.

При этом он отметил, что также необходимо прекратить практику сокращения кредитов и квот исторических дисциплин, а также модернизировать работу диссертационных советов по исторической науке и смежным дисциплинам.

Вместе с тем, М.Тажин считает, что «необходимо внедрить исторические дисциплины в учебные программы по другим специальностям, в том числе и техническим с задействованием профессорско-преподавательского состава исторических факультетов и кафедр».

«В системе высшего образования, в том числе технических и экономических вузов преподавание истории Казахстана должно предусматривать хотя бы 1 семестр, иначе мы будем воспитывать квалифицированных инженеров без знаний национальной истории», – заметил Госсекретарь.
Кроме того, по словам докладчика, необходимо выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана, которая будет тесно увязана со Всемирной историей и четко показывать место Казахстана в исторических процессах, в системе их взаимосвязи и научной периодизации.

——

Государственный секретарь РК Марат Тажин сегодня на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории РК поручил отечественным специалистам в кратчайшие сроки выделить новейшую историю Казахстана в полностью самостоятельную научную дисциплину.

Как отметил Госсекретарь, ни одно поколение людей никогда не жило столь интенсивно и столь бурно, как человечество в последние двадцать лет. Поскольку это в равной степени касается казахстанцев, то масштабность и историческая значимость событий, произошедших в Казахстане за последнюю четверть века, соответственно требуют системного осмысления исторической наукой.

«Новейшая история Казахстана – сравнительно новое направление в исторической науке. В силу этого она еще не имеет законченного институционального характера, т.е. не выделена в полностью самостоятельную научную дисциплину со своей методологией и учебно-методическим обеспечением. Для нас важно в кратчайшие сроки устранить этот пробел», – заявил М.Тажин.

—-

Преподавание истории Казахстана должно предусматриваться во всех вузах.

«Необходимо модернизировать работу диссертационных советов по исторической науке и всем смежным дисциплинам. Нужно внедрить исторические дисциплины в учебные программы по другим специальностям, в том числе и техническим. Задействовать профессорско-преподавательский состав исторических факультетов и кафедр.

Если мы говорим о системе высшего образования, наверное, не во всех странах это принято, но все же в системе высшего образования, в том числе в технических, экономических вузах, преподавание истории Казахстана должно предусматриваться – хотя бы один семестр. Иначе мы будем воспитывать квалифицированных инженеров без знания национальной истории», – сказал М.Тажин.

——

История тюркско-славянского взаимодействия – это не только история военных побед и поражений. Упускается из вида, что это прежде всего история многогранного взаимодействия – торгового, политического, военного, культурного, передает Kazakhstan Today.

«К сожалению, почему-то получается так, что положительные точки соприкосновения наших культур и цивилизаций мы опускаем, оставляем в стороне. Мы изучаем только конфликт и затем переносим многие симпатии и антипатии сегодняшнего дня на прошлое, что недопустимо и непрофессионально»

В частности, он отметил, что «история Алтын Орды (Золотой Орды), ордынских ханств – период, когда началось активное взаимодействие казахской степи с находившемся в стадии формирования новым русским государством, также чрезвычайно важна». «К сожалению, в современной историографии под воздействием европоцентризма доминирует представление о борьбе между двумя противоположностями – кочевниками («варварами») и оседлыми народами («цивилизованными»). Но проходит время, и исследователи все чаще задаются вопросом о правдивости такой картины», – подчеркнул М. Тажин.

В РК необходимо создать современный, по настоящему научный единый государственный стандарт исторического образования в средней школе и вузах, передает Kazakhstan Today.

«Для того чтобы решить все эти задачи (исторической науки), необходимо создать современный, по настоящему научный единый государственный стандарт исторического образования в средней школе и вузах. Стандарт, который базировался бы на самых современных методах исследования и методиках образования», – заявил сегодня в ходе расширенного заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан государственный секретарь РК Марат Тажин.

По его мнению, в целом работу можно разбить на несколько частей. «Первое: национальная история должна стать центральных звеном среди общественных наук. Второе: мы должны выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана с всемирной историей, четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязей и научной периодизации», – отметил он.

«Третье: мы должны уделить первостепенное внимание сбору, систематизации и классификации всего имеющегося у нас и за рубежом исторического материала о Казахстане. Поэтому нам нужно тщательно исследовать все основные зарубежные хранилища исторических артефактов (это касается в том числе и новейшей истории), а также изучить вопрос о возможности репатриации этих исторических материалов в Казахстан либо – если это невозможно осуществить – обеспечить их копирование с последующим доступом для исследователей и широкой публики», – сказал М. Тажин.

Кроме того, он особо обратил внимание на «важность изучения вопроса центральноазиатской номадической цивилизации, хранителем которой в настоящее время является казахский этнос».
Также, по его словам, на повестке дня остро стоит вопрос подготовки качественных учебников по истории.

——

 

«Я бы хотел отдельно остановиться на одном чрезвычайно популярном сегодня и чрезвычайно опасном тренде: взять и голословно переписать национальную историю, глобальную историю с национальной колокольни нетрудно. Это можно сделать за пару месяцев. Мы видим огромный наплыв неграмотных подделок: это просто неудобно за авторов, а иногда внушает опасения за психическое состояние некоторых исторических графоманов. Гораздо сложнее обосновать свою собственную национальную историю… чтобы не выглядеть смешными, наивными на первом километре от национальной границы. Подлинное национальное достоинство начинается с подлинной национальной истории», – заявил сегодня М. Тажин

«Если мы будем рассматривать национальную историю в понятиях формационного подхода, трактуя уникальную цивилизацию тюркских каганатов, например, в терминах раннего феодализма, то мы ничего не поймем и повторим примитивную схему. Если рассматривать этногенез казахов в терминах марксистского структурализма, то мы зайдем в очередной тупик. Ибо при помощи устаревшего научного языка нельзя увидеть реальность с высоты современной науки», – подчеркнул он.

М. Тажин привел в своем выступлении слова современного философа: «Слова конструируют социальную реальность в той же степени, в которой они ее выражают».

«Конечно, мы далеки от того, чтобы трактовать историю в духе раннего Людвига Витгенштейна или позднего Ролана Барта, для которого «исторический факт имеет лишь лингвистическое существование». Это тоже перебор и уже архаизм, правда, свежий архаизм. И то, что постмодернистская лексика или концепты лингвистической философии, хотя и с большим запозданием вводятся в казахский язык, можно только приветствовать. Но, безусловно, одно: наша историография должна серьезно изменить свой методический и языковой инструмент», – подчеркнул госсекретарь.
Он отметил, что «перед казахстанской исторической наукой стоит реальный вызов, ответ на который вполне может быть найден».

——

Графоманство и дилетантизм в исторических исследованиях чрезвычайно опасны с точки зрения воздействия на умы молодежи.

«Вы должны выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана со всемирной историей и четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, в системе их взаимосвязи и научной периодизации.

Министерству образования и науки необходимо разработать и представить на рассмотрение межведомственной группы план подготовки будущих учебников и материалов, в соответствии с единым государственным стандартом – по всеобщей истории, истории древнего мира, истории средних веков, новой истории, новейшей истории, истории Центральной Азии. Почему я об этом говорю? Дело в том, что графоманство и дилетантизм в исторических исследованиях чрезвычайно опасны с точки зрения воздействия на умы молодежи. Мы все же должны некий научный стандарт во все эти вещи приводить, иначе наша история превратится в эклектику и мешанину субъективных представлений тех или иных авторов», – сказал М.Тажин.

——

Сегодня Государственный секретарь РК Марат Тажин поручил соответствующим организациям и ведомствам изучить вопрос о «репатриации» исторического наследия казахов, хранящегося за рубежом,а также составить полный и точный список исторических документов о Казахстане.
«Мы должны уделить первостепенное внимание сбору, систематизации и классификации всего имеющегося у нас и за рубежом исторического материала о Казахстане. Прежде всего, у нас до сих пор отсутствует точный и полный список исторических материалов, так или иначе связанных с Казахстаном, – рукописей, артефактов, книг, печатных, аудио- и видеоматериалов и так далее, хранящихся в различных музеях, коллекциях и библиотеках за пределами Казахстана. Поэтому нам надо еще раз тщательно исследовать все основные зарубежные хранилища исторических артефактов, а также изучить вопрос о возможной репатриации этих исторических документов в Казахстан. Либо, если это невозможно осуществить, обеспечить их копирование с последующим доступом для исследования широкой публикой», – такое поручение Министерству образования и науки, другим заинтересованным органам дал Государственный секретарь Казахстана.

——

Министерству образования и науки совместно с Министерством иностранных дел дано поручение исследовать все основные зарубежные хранилища артефактов в целях сбора и систематизации исторических материалов, связанных с Казахстаном.

«Мы должны уделить первостепенное внимание сбору, систематизации и классификации всего имеющегося у нас и за рубежом исторического материала о Казахстане», – сказал Государственный секретарь РК Марат Тажин,
«У нас до сих пор отсутствует точный полный перечень исторических материалов так или иначе связанных с Казахстаном – рукописей, артефактов, иных печатных и аудио-,видеоматериалов, хранящихся в различных музеях, коллекциях библиотеках за пределами Казахстана», – констатировал он.

«Поэтому нам необходимо еще раз тщательно исследовать все основные зарубежные хранилища артефактов. Министерство образования сформировало уже 7 научно-исследовательских групп для этой работы, это касается в том числе и новейшей истории…Для этого необходимо составить полный список исторических материалов по Казахстану, хранящихся зарубежом», – отметил М.Тажин.

При этом он сказал, что на первом этапе данной работы будут задействованы все казахстанские дипломатические и консульские представительств.

Кроме того, по словам Госсекретаря, необходимо в дальнейшем обеспечить доступ широкой общественности к данным артефактам, либо их материальным копиям посредством размещения в открытом доступе в музеях, библиотеках, а также к электронным копиям в сети Интернет.

——

Сегодня Государственный секретарь Марат Тажин поручил Министерству образования и науки приступить к разработке двух новых учебников по истории Казахстана.

По словам Госсекретаря, сегодня на повестке дня стоит вопрос о подготовке качественных учебников по истории страны, так как многие нынешние учебники страдают обилием эмпирических данных: дат, топонимики, цифр, имен, и эта перегруженность не способствует повышению знаний учащихся и дает обратный эффект.
«Разделы, посвященные периоду независимости, порой носят комментаторский поверхностно-описательный характер. Мы должны сконцентрировать усилия на создании комплекса учебников нового поколения, которые отвечали бы учебно-воспитательным и мировоззренческим требованиям дня.

Учебники нового поколения, безусловно, должны отойти от устаревших принципов историографии, в то же время их содержание должно быть свободно от лишней политизированности»

В этой связи Министерству образования и науки поручено подготовить и представить на рассмотрение Межведомственной рабочей группы план подготовки, написания и внедрения в учебный процесс двух базовых учебников по истории Казахстана – национальной истории с древнейших времен и до нашего времени, а также новейшей истории независимого Казахстана.

«Надо сконцентрировать учебно-методическую работу вокруг двух таких канонических учебников и на их базе формировать весь комплекс историко-методической литературы. Базовые учебники должны стать основой для разработки целого ряда учебных пособий второго уровня, адаптированных для различных возрастных категорий. Учебники должны быть подкреплены аудиокурсами, телевизионными и Интернет-версиями, а также версиями для мобильных приложений – если сейчас создавать весь этот новый комплекс, его надо естественным образом адаптировать под интересы молодежи, под их навыки, привычки, особенности работы с текстами», – подчеркнул М.Тажин.

—-

Госсекретарь особо отметил, что сегодня «стоит вопрос о подготовке качественных учебников истории»
По мнению М.Тажина, многие нынешние учебные издания по истории страны страдают «излишней политизированностью и обилием эмпирических данных – даты, топонимика, цифры, имена». Он уверен, что «эта перегруженность, к сожалению, не способствует повышению знаний учащихся, а наоборот даже дает обратный эффект. Вместе с тем,по его словам, разделы, посвященные периоду независимости порой носят комментаторский и поверхностно-описательный характер.

«Мы должны скоординировать усилия на создании комплекса учебников нового поколения, которые отвечали бы учебно-воспитательным и мировоззренческим требованиям сегодняшнего дня. Учебники нового поколения, безусловно, должны отойти от устаревших принципов прежней историографии», – подчеркнул Госсекретарь.
Так, по его словам, необходимо «сконцентрировать учебно-преподавательскую работу сейчас вокруг двух таких канонических учебников, и на их базе формировать весь комплекс историко-методической литературы».

Также учебники должны быть подкреплены хрестоматиями с конкретным подтверждающим фактажом, комментариями, разъяснениями, а также визуальными элементами – инфографикой, рисунками, картами и схемами, аудиокурсами , телевизионными и интернет версиями, а также электронными версиями для мобильных приложений.
Кроме того, базовые учебники должны стать основой для разработки целого ряда учебников и пособий второго уровня, адаптированных для различных возрастных категорий, иллюстрированных для детей, упрощенных для школьников и переработанных для студентов и тд.

——

«Необходимо создать серьезную научную платформу для общественных дискуссий по вопросам национальной истории. Должно быть создано несколько платформ на телевидении, радио, в печатных СМИ и Интернете по вопросам национальной истории. Предлагается также создать достаточно массовый научно-популярный журнал «Актуальные вопросы национальной истории» в электронной и печатной версиях, который мог бы задавать стандарт, планку для обсуждений, избегая дилетантизма и «отсебятины»,- сказал М.Тажин.

——

Государственный секретарь РК Марат Тажин на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана поручил создать специализированный веб-портал «История Казахстана», на котором любой желающий мог бы получить бесплатный доступ к учебникам по истории Казахстана в любом из цифровых форматов.

«Этот веб-портал может стать одним из сегментообразующих источников контента в казахстанском сегменте сети Интернет», – отметил Госсекретарь.

——

В Казахстане будет создан специализированный веб-портал национальной истории страны с бесплатным доступом к учебным материалам в цифровом формате.

«Поручаю создать специализированный веб-портал истории Казахстана, на котором любой желающий мог бы получить бесплатный доступ к учебникам по истории Казахстана в любом из цифровых форматов… Этот веб-портал мог бы стать одним из сегментообразующих источников контента в казахстанском сегменте сети Интернет», – сказал М.Тажин.

При этом он отметил, что также необходимо создать серьезную научную платформу для общественных дискуссий по вопросам национальной истории.
«Это не келейная закрытая работа, это именно поле общественных дискуссий, в связи с этим должно быть создано несколько платформ в печатных СМИ и интернете по вопросам национальной истории. Мы приглашаем общественность активно принять участие в этом процессе, государственным органам будут даны соответствующие поручения», – призвал Госсекретарь РК.

Кроме того, по словам М.Тажина, предлагается «создать массовый научно-популярный журнал «Актуальные вопрос национальной истории» в онлайновой и печатной версии, который мог бы «задавать стандарт, планку обсуждения, избегая дилетантизма и отсебятины».

——

http://www.inform.kz/
http://www.kt.kz/

Похожие материалы:

Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии