Обсуждение и принятие Конституции 1995 года

В июне 1995 года, не дожидаясь выборов нового парламента, Н. Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана, который назывался “Конституция Казахской республики”. Проект имел принципиально иную, в сравнении с действующей Конституцией, структуру и состоял из 8 разделов и 95 статей.

Первый раздел — “Общие положения” гласил, что Казахстан утверждает себя светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления. Провозглашалось, что единственным источником власти является народ; признается равенство государственной и частной собственности. Государственным языком объявлялся казахский язык. В государственных органах наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Второй раздел назывался “Человек и гражданин”. В нем перечислялись права и свободы, которыми обладает гражданин Казахстана. В отличие от действующей Конституции, в проекте отсутствовала классификация видов прав на политические, экономические и т.д., право на труд заменено правом на свободу труда; отдельно выделены права человека, которые не зависят от экономического развития общества — право на жизнь, право на свободу и т.д.

Третий раздел — “Президент”. Президент объявлялся главой государства и ее высшим должностным лицом. Полномочия президента в проекте были значительно увеличены в сравнении с действующей Конституцией. Президенту предоставлялось право роспуска парламента.

Четвертый раздел— “Парламент”. Проектом предусматривалось новое название Верховного Совета — парламент. Сам парламент предусматривался двухпалатным: верхняя палата — сенат и нижняя — мажилис. Права парламента, в сравнении с действующей Конституцией, были значительно урезаны. Ему предоставлялось право импичмента президента только в одном случае — совершения им государственной измены.

Пятый раздел — “Правительство” — так автор предложил называть Кабинет министров. Согласно проекту, правительство осуществляет исполнительную власть, образуется президентом и ответственно перед ним же.

Шестой раздел — “Правосудие”. Судами республики провозглашались Конституционный суд, Верховный суд и местные суды. Должность судьи стала назначаемой.

Седьмой раздел — “Местное государственное управление и самоуправление”. Местными представительными органами объявлялись избираемые на 4 года маслихаты, исполнительные органы возглавлялись назначаемыми акимами.

В начале июля 1995 года проект был вынесен на всенародное обсуждение, срок его был определен в один месяц, до 30 июля 1995 года, после чего проект Конституции предполагалось вынести на референдум.
В ходе обсуждения большая часть критических замечаний касалась отражения вопросов власти и прав человека в проекте. Так, в заявлении шести членов Конституционного суда отмечалось, что, по их мнению, в проекте заметно сужен объем прав и свобод человека и гражданина, искажен принцип разделения властей, что не дает основания для признания предложенной конституционной модели Казахстана в полной мере демократическим правовым и социальным государством. По мнению авторов заявления, в проекте сильно увеличен объем президентской власти — проект “ставит под сомнение не только президентскую, по и в целом республиканскую форму правления”.
Движение “Новое поколение”, объединившее отечественных предпринимателей, отмечало, что проекту присущ социалистический, чисто административный подход к решению основных вопросов.

В ходе обсуждения предлагались и альтернативные проекты Конституции. Так, профессором КазГУ Н. Масановым, председателем Казахстанско-американского бюро по правам человека Е. Жовтисом и депутатом последнего Верховного Совета В. Севрюковой, совместно с зарубежными экспертами, был в июле 1995 года представлен альтернативный проект. По мнению его авторов, главным отличием их проекта от официального является первичность прав народа, делегирующего полномочия властям в строго определенных в проекте рамкам. Разработчики альтернативного проекта выразили солидарность с выводами членов Конституционного суда. Однако свой проект авторам не удалось довести до большей части электората, а власть его проигнорировала

30 августа 1995 года Н. Назарбаев подвел официальные итоги обсуждения проекта Конституции. По его словам, за месяц состоялось 33 тысячи коллективных обсуждения проекта, в которых приняло участие 3 млн человек. Внесено 30 тысяч предложений, в результате в проект внесено 1100 поправок. Изменилось 55 статей из 99 и появился новый раздел — “Конституционный Совет”, согласно которому не предусматривалось существование Конституционного суда в судебной системе Казахстана.
30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум по проекту новой Конституции. Часть оппозиционных партий и движений призвали население бойкотировать референдум. По официальным данным, в референдуме приняло участие свыше 90% граждан, имеющих право голоса. За принятие Конституции проголосовало 89%, против — почти 10% из участвовавших в голосовании.
1 сентября 1995 года представители оппозиционных партий и движений провели пресс-конференцию, на которой они оспорили результаты голосования. Опираясь на документы наблюдателей, они заявили, что в референдуме приняло участие в среднем 30% избирателей.
6 сентября 1995 года, в резиденции Президента состоялась торжественная церемония официального представления повой Конституции. 30 августа был объявлен государственным праздником — Днем Конституции.
7 декабря 1995 года состоялись выборы в новый Парламент Казахстана, второй с момента обретения независимости. В результате выборов возрастной, национальный, профессиональный и социальный состав Парламента выглядел следующим образом. Мужчин
в новом парламенте стало — 94, женщин — 10. Возрастной: до 30 лет – 2; до 40 – 8; до 50 – 59; до 55 – 16; до 60 – 14; до 70 – 5.
Национальный состав: казахи — 68; русские — 31; украинцы — 2; немец — 1; уйгур — 1; кореец — 1. Образовательный ценз: высшее образование — 103; незаконченное высшее — 1.
Социальный и профессиональный состав: руководящие работники — 23; государственные чиновники — 10; работники маслихатов — 34; юристы — 6; работники науки и образования — 13; работники культуры — 5; профсоюзные деятели — 2; военные — 2; безработные — 6; врачи — 1.
Политический состав: ПНЕК — 24; Демократическая партия — 12; Крестьянский союз — 7; Федерация профсоюзов — 5; Союз молодежи — 3; Инженерная академия — 5; КПК — 2; НКК — 1; Народно-кооперативная партия — 1; Партия возрождения Казахстана -Невада-Семей — 1; Союз предпринимателей — 1.
Зимой 1996 года Парламент Казахстана приступил к работе.