Проблемы международной безопасности ч.2

Продолжение первой части

Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности

Реакция внешнего мира, в первую очередь России и США, на ядерные планы Казахстана была негативной. На руководство республики стали оказывать давление в отношении вывода ядерного оружия. В ходе визитов в Казахстан госсекретаря США Д. Бейкера в марте 1991 года, министра иностранных дел Великобритании Д. Хэрда, Франции — Р. Дюма, заместителя госсекретаря США Р.Бартоломью в начале 1992 года эти страны ясно дали понять, что расширение круга ядерных держав было бы нежелательно и что Казахстану следовало бы отказаться от ядерного оружия. Их аргументы сводились к следующему:


-становление Казахстана в качестве ядерной державы само по себе является нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);

-оно подстегнуло бы ядерные амбиции “пороговых” государств (Индии, Пакистана, Ирана), которые могли бы расценить появление нового ядерного государства, имевшего непосредственные интересы в Азии, как угрозу своим позициям.

Давление Запада сыграло свою роль. Во время первого официального визита Н. Назарбаева в США в мае 1992 года, Казахстан объявил о присоединении к ДНЯО в качестве безъядерной державы в обмен на гарантии США обеспечить безопасность Казахстану и обязался демонтировать и вывезти в Россию ракетно-ядерное стратегическое оружие с возмещением республике стоимости урана в ядерных боеголовках. На эти цели американцами Казахстану было выделено 84 млн. долларов США.

23 мая 1992 г. в Лиссабоне Казахстан, Беларусь, Россия, Украина и США подписали протокол к ДНЯО в качестве стран, не обладающих ядерным оружием.

2 июля 1992 года наша страна ратифицировала Договор о стратегических наступательных вооружениях и Лиссабонский протокол к нему.

В декабре 1993 г. Верховный Совет ратифицировал ДНЯО. Тогда же между Казахстаном и США было подписано Соглашение об уничтожении пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) шахтного базирования.

В июле 1994 году Казахстан подписал с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЕ) Соглашение о гарантиях, которое было ратифицировано Верховных Советом в 1995 году.

В декабре 1994 года, во время Будапештского совещания СБСЕ, был подписан Меморандум о гарантиях безопасности Казахстану со стороны депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия — России, США и Великобритании, в котором содержались обязательства о неприменении силы против территориальной целостности и политической независимости Казахстана, об отказе от экономического принуждения. Позже свои гарантии прислали КНР и Франция.

В мае 1995 года последние ядерные боеголовки были вывезены с территории Казахстана. Казахстан де-факто стал безъядерным государством.

В 1992 году Казахстан присоединился к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ОБСЕ), подписав и ратифицировав Соглашение, о принципах и порядке выполнения Договора и Итоговый Акт переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе.

В январе 1993 года Казахстан подписал Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, которая вступила в силу в 1997 году.

Важным направлением внешнеполитической деятельности нашей страны в области международной безопасности стало налаживание сотрудничества с международными организациями по безопасности, в первую очередь с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В январе 1992 года Казахстан был принят в ОБСЕ, в стране было создано и функционирует представительство ОБСЕ.

В декабре 1991 года НАТО создала Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) для развития связей со странами бывшего Варшавского Договора. В марте 1992 года Казахстан присоединился к ССЛС. В 1994 году НАТО была создана программа “Партнерство ради мира” (ПРМ), к которой наша страна также присоединилась. В 2002 году Казахстан присоединился к программе НАТО “Процесс планирования и обзора” (ПАРП). В 1995 году Казахстан был принят в качестве наблюдателя на Конференцию по разоружению. Вторым направлением внешнеполитической деятельности в области международной безопасности стало участие Казахстана в региональных структурах международной безопасности.

В 1992 году, на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Н. Назарбаев предложил план поэтапного создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) по типу ОБСЕ.

В рамках работы по созданию СВМДА, из более чем 40 азиатских государств, членами этой организации стали 16 государств — Казахстан, Азербайджан, Афганистан, Египет, Индия. Иран, Израиль, Китай, Кыргызстан, Монголия, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан.

В качестве наблюдателей в процессе принимают участие США, Австралия, Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Ливан, Япония, Южная Корея, Малайзия и Украина, а также 4 международные организации — ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств и Межгосударственный совет Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

В 1999 году на встрече в Алматы была принята Декларация о принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами — членами СВМДА. Она включает в себя: уважение суверенитета и прав государств-участников; сохранение территориальной целостности; невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное урегулирование споров; отказ от применения силы; разоружение и контроль над вооружениями; сотрудничество в социальной, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах; уважение основных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права.

В июне 2002 года в Алматы состоялся первый саммит глав государств — членов СВМДА. На саммите были приняты “Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями” и “Алма-Атинский Акт”, в соответствии с которым участники договорились о том, что основная цель и направление деятельности СВМДА заключается в укреплении сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии.

Для выполнения этой цели страны-участники договорились о таких мерах доверия, как: приложение усилий к мирному разрешению территориальных споров всех государств региона; готовность предпринять шаги для безопасности безъядерных государств в форме обязательного для исполнения международно-правового документа; подготовка на основе взаимного согласия “Каталога мер доверия СВМДА” и постепенное его осуществление.

Было решено также создать такие институты организации, как: регулярные (каждые четыре года) встречи глав государств и правительств и министров иностранных дел (каждые два года); комитет старших должностных лиц (не реже одного раза в год для контроля за выполнением предыдущих решений СВМДА); специальные рабочие группы, специализированные встречи, секретариат.

В 1996 году в Шанхае (Китай) было подписано Соглашения между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области в районе общих границ.

В июне 2001 года в Шанхае состоялась юбилейная встреча “шанхайской пятерки”, на которой были обсуждены вопросы сотрудничества в оборонной области и сфере противодействия терроризму, незаконной миграции, торговле оружием и наркотиками, Было подписано два официальных документа: Соглашение по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в регионе и Пакт, закрепляющий установление между сторонами «отношений многостороннего сотрудничества».