Проблемы международной безопасности ч.3

Продолжение первой и второй части

Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности

В рамках СНГ в 1992 году в Ташкенте главами шести государств СНГ: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ).
Был создан Совет коллективной безопасности (СКВ) — высший политический орган, координирующий систему коллективной безопасности стран СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности. Государства-участники образуют СКВ в составе глав государств-участников и Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами СНГ.
В 1993 году к Договору присоединились — Азербайджан, Грузия, Белоруссия. Тогда же странами СНГ был подписан Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ.

В этом же году был принят Устав СНГ, третий раздел которого был посвящен вопросам коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества. В частности, в нем были зафиксированы следующие обязательства:
государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства Вооруженных Сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира;
— в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов, либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости Вооруженных Сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН;
— решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными государствами — членами Содружества с учетом их национального законодательства. Каждое государство-член принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств — членов Содружества. На основе взаимного согласия государства-члены координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов;
— высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ государств-членов является Совет глав государств.

Координацию военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств.
В 1994 году ДКБ вступил в силу сроком на пять лет с последующим продлением. В ноябре 1995 года Договор о коллективной безопасности зарегистрирован в Секретариате ООН. Это означает, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

В апреле 1999 года истек первый пятилетний срок действия ДКБ. 2 апреля 1999 года в Москве на заседании Совета глав государств СНГ президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали Протокол о продлении срока действия ДКБ. Азербайджан, Грузия и Узбекистан воздержались от пролонгации Договора до согласования особых условий.
В 2000 году, в Бишкеке, на очередной сессии СКБ был утвержден план основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности на 2001—2005 гг., подписано Соглашение о порядке формирования коллективных сил и их финансирования, Программа борьбы с терроризмом.

В 2001 году в Ереване был подписан Протокол о создании и формировании Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центрально-азиатском регионе, были подписаны: Положение о КСБР, Положение об органах управления КСБР и Протокол о составе и дислокации национальных формирований КСБР. Исполнительный орган управления расположен в Бишкеке. Там же разместился антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. Тогда же был учрежден пост председателя Совета коллективной безопасности. От Казахстана, в состав коллективной группы войск (КГВ), вошел мобильный батальон с подразделениями боевого и тылового обеспечения.

В мае 2002 года состоялась юбилейная, 10-я сессия высшего политического органа Договора — Совета коллективной безопасности (СКБ). В работе сессии СКБ приняли участие президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана. Участники сессии провели оценку основных итогов 10-летнего периода деятельности Договора, наметили цели и задачи на перспективу, обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, затрагивающих интересы безопасности государств — участников ДКБ.

В октябре 2002 года главы государств — участников ДКБ — президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали в Кишиневе Устав и Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Было принято решение предложить национальным парламентам государств — участников ДКБ завершить до мая 2003 года процедуру ратификации этих документов, подготовленных в соответствии с решением прошедшей в мае 2002 года сессии Совета коллективной безопасности (СКБ).
В рамках усиления региональной безопасности в 1995 году Президентами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана был предложен план создания в Центральной Азии миротворческих сил, в частности. Центрально-азиатского миротворческого батальона (Центразбат). Эта инициатива была одобрена ООН. Регулярно проводятся учения Центразбата, вклад Казахстана составляет мотострелковая рота.

В сентябре 2000 года они проходили на территории Казахстана. В учениях принимало участие более тысячи военнослужащих из 10 стран мира; США, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Великобритании, Турции, Монголии, Азербайджана, Грузии и России. Франция и Украина участвовали в учениях в качестве наблюдателей. Расходы (1,5 миллиона долларов) взяли на себя США.