Проблемы международной безопасности

Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности

С момента провозглашения независимости, Казахстан своей главной целью ставил участие в создании системы коллективной безопасности мирового сообщества и заявил, что будет добиваться:
— урегулирования конфликтных ситуаций исключительно мирным путем, посредством переговоров в рамках международного права;
— свертывания гонки вооружений на Земле и недопущения ее в космосе;
— поэтапного сокращения всеми государствами мирового сообщества своих вооруженных сил, минимально достаточного для обороны;
— сокращения производства и испытания всех видов оружия массового поражения, и в первую очередь ядерных, с перспективой их полной ликвидации;
— запрещения использования существующих и создания новых технологий для производства оружия массового поражения; недопущение экспорта материалов и технологий, способствующих созданию и распространению оружия массового поражения;
— уничтожения химического оружия;
— взаимной открытости в военной деятельности и осуществление мер в области укрепления доверия и безопасности;
— трансформации военно-политических союзов в новые структуры коллективной и всеобъемлющей системы международной безопасности.

Деятельность нашей страны на международной арене в области международной безопасности развивалась по двум основным направлениям: глобальная международная безопасность и региональная международная безопасность.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Казахстан в качестве суверенного государства, стала проблема ядерного оружия, находившегося на территории республики.
После распада СССР Казахстан нежданно-негаданно приобрел статус ядерной державы, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. На территории Казахстана продолжали нести боевое дежурство 108 ракет с 10 боеголовками каждая (всего 1 400 боеголовок). Кроме них, на территории Казахстана было размещено 40 стратегических бомбардировщиков ТУ-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами. Здесь же были созданы уникальные объекты для испытания ядерных устройств и запуска ракетно-космической техники (Байконур, Семипалатинск, Сары-Озек).

Наличие ядерного оружия, по оценкам аналитиков, имело для Казахстана как плюсы, так и минусы.
К положительным факторам можно отнести следующие моменты. Ядерное оружие — показатель приобщенности страны к научно-техническим достижениям современной цивилизации; обладание им повышает международный престиж, могло бы стать «козырной картой» в политических переговорах с Западом. Кроме того, благодаря ядерному оружию Казахстан мог бы претендовать на роль ведущей силы и выступать гарантом стабильности не только в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Кыргызстан, Таджикистан), но и в Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Кроме того, Казахстан непосредственно граничит с такой мощной ядерной державой, как Китай (1700 км общей границы). Этническая общность населения Синьцзянь-Уйгурского автономного района КНР и коренной нации Казахстана может быть использована Китаем для определенных территориальных претензий к Казахстану. Данное соображение также было доводом в пользу обладания собственными силами ядерного сдерживания.

Наконец, нельзя было не учитывать, что потенциальные противоречия, существующие в казахстанско-российских отношениях, могут перерасти в открытый конфликт. В первую очередь это относится к территориальным проблемам. Сохранение ядерного оружия на территории Казахстана дало бы Алматы возможность чувствовать себя достаточно уверенно при любых поворотах в отношениях с Москвой. Бесспорное преимущество России в военных, экономических вопросах было бы уравновешено сдерживающей функцией ядерного потенциала, если бы он был поставлен под контроль республики. Это в значительной степени снизило бы возможность силового поведения российских властей, если бы они по тем или иным причинам заняли жесткую позицию в отношении Казахстана.

Но наличие ядерного оружия создавало и определенные проблемы, делая статус ядерной державы Казахстана весьма призрачным. Республика не располагала всеми компонентами, составляющими завершенный цикл производства и возможного использования этого оружия; из-за отсутствия собственных квалифицированных военных и научно-технических специалистов была не в состоянии полностью его контролировать. Финансирование расходов, связанных с ракетно-ядерным комплексом, было не по силам экономике Казахстана.

Существовал и ряд внешнеполитических причин, препятствующих превращению Казахстана в полноценную ядерную державу. Это, во-первых, активное противодействие России, которая считала себя единственной правопреемницей СССР в вопросе ядерного статуса. И, во-вторых, не менее активное противодействие Запада, в первую очередь США, обеспокоенных возможностью расползания ядерного оружия во многие руки.

В декабре 1991 года, в момент распада СССР, Казахстан подписал с руководством России, Украины, и Белоруссии Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия, согласно которому стороны обязались:
— не применять ядерное оружие первыми;
— совместно осуществлять управление ядерным оружием из единого центра;
— вопрос о его применении решать только по согласованию со всеми президентами;
— не передавать его в третьи руки;
— до 1 июля 1992 года вывести в Россию тактическое ядерное оружие.

Что касается стратегического ядерного оружия, то до весны 1992 года Казахстан выступал за укрепление режима нераспространения ядерного оружия, подразумевая при этом, что Казахстан обязуется не передавать ядерную технологию, ядерные материалы и средства другим государствам, но не откажется от статуса ядерной державы сам. В начале 1992 года Н.Назарбаев заявил, что Казахстан не собирается демонтировать находящееся на его территории стратегическое ядерное оружие, пока этого не сделают Россия, Китай и США. То есть, Казахстан попытался занять по вопросу о ядерном разоружении такую же позицию как Лондон, Париж и Пекин.