Реформы в 1985-1991 годах

Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах

Период с декабря 1986 по июнь 1989 года — время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПК Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популистского характера, предпринятых новым руководством Казахстана. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года.
Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК (в 1987 году потеряли должности 28% работников обкомов, более трети — горкомов и райкомов), прием в вузы стал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и неказахов.
Была принята и широко разрекламирована государственная программа по строительству жилья «Жилье-91», которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане к 1991 году. Вставшие в полный рост проблемы межнациональных отношений решались путем создания при Советах народных депутатов, начиная с Верховного и заканчивая сельскими, отделов по проблемам межнациональных отношений. Этот период наивных надежд и громких обещаний, типичных для этого этапа перестройки, завершился летом 1989 года, когда пленум ЦК КПК избрал первым секретарем ПК КПК Н. Назарбаева.
Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. В процессе обсуждения Закона о языках сформировалось два основных подхода к этой проблеме.
Национальная оппозиция требовала безоговорочного и быстрого придания казахскому языку статуса государственного ,с переводом в максимально сжатый сроки делопроизводства на казахский язык.
Русскоязычная оппозиция, не отрицая необходимости придания казахскому языку статуса государственного, предлагала растянуть этот процесс на максимально долгий срок и создать для изучения казахского языка необходимые условия (создания словарей, пособий, учебников и т.д.).
22 сентября 1989 года был принят Закон «О языках в Казахской ССР». В нем получила отражение некая средняя равнодействующая. Согласно закону, государственным языком Казахской ССР объявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону, к 1995 году. Закон обязывал органы государственной власти и управления определить перечень должностей в государственном секторе, для занятия которых необходимо владеть государственным языком и языком межнационального общения.
В дополнение к Закону, в том же 1989 году была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, делу возрождения языка. В том же году стали повсеместно создаваться курсы по изучению казахского языка, печать широко пропагандировала необходимость овладения казахским языком русскоязычной частью населения республики. Мероприятия эти носили характер очередной кампании и к концу 1990 года были почти повсеместно свернуты.
Вместе с тем, в ходе осуществления этой кампании были допущены непродуманные шаги, которые болезненно были восприняты неказахской частью населения. Так, значительный общественный резонанс вызвал взрыв перегородки в одной из школ г. Алма-Аты, которая разделяла школу на русскую и казахскую в буквальном смысле этого слова — железной решеткой.
Недовольство, не проявляемое правда в открытой форме, вызывал у определенной части русскоязычного населения факт введения преподавания казахского языка с первого класса средней школы и в вузах. Тем не менее, проблема государственного языка не стала, как в других регионах СССР, основанием для открытого конфликта, в первую очередь благодаря компромиссному варианту, вошедшему в текст закона. Весной 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Казахской ССР. На 340 депутатских мандатов было выдвинуто 1 403 и зарегистрировано 242 кандидата. Согласно избирательному закону КазССР, представлявшему собой повторение один к одному Закона о выборах, принятого Верховным Советом СССР, правила первых и «свободных» выборов в Верховный Совет Казахстана эпохи перестройки выглядели следующим образом:
— 1/3 часть депутатов избиралась от общественных организаций, таких как Союз писателей, художников, Совет ветеранов и т.п. (в их число попали и КПСС с комсомолом);
— 2/3 депутатов избирались через систему всеобщих выборов.
Выборы эти были альтернативными, но довольно часто не являлись таковыми. Номенклатура баллотировалась, как правило, в сельских районах и оставалась, за редким исключением, в избирательных бюллетенях в гордом одиночестве (например, все 19 секретарей обкомов КПК не имели альтернативы);
— впервые право выдвижения кандидатов в депутаты парламента было предоставлено собраниям избирателей по месту жительства и коллективам вузов.
Социальный, профессиональный и половой состав выбранного парламента оказался, в результате подобной «селекционной работы», следующим: 19,4% — рабочие и колхозники, 3,8 % юристы, 1,8 учителя, 5,3- врачи, 7,4% -женщины. Лишь 3,3% депутатов было до 30 лет. 94,4% являлись членами КПСС.
Тогда же, в апреле 1990 года, Верховный Совет утвердил пост президента и избрал (безальтернативно и единогласно) первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. Назарбаева первым Президентом республики. Несмотря на неоднократные призывы и требования оппозиции провести всенародные выборы президента. Верховный Совет постановил считать нецелесообразным проведение всенародных выборов. Поводом послужило отсутствие закона о выборах президента.
После принятия такового, на 1 декабря 1991 года были назначены всенародные выборы президента. Депутатами Верховного Совета были предложены две кандидатуры: Н. Назарбаева и О. Сулейменова, последний снял свою кандидатуру. По стране десятки трудовых коллективов, не сговариваясь, выдвинули единственным кандидатом в президенты Н. Назарбаева. Робкая попытка председателя партии «Желтоксан» X. Кожахметова (ныне X. Кожа-Ахмет) собрать подписи в поддержку своей кандидатуры была властями решительно пресечена. В результате 1 декабря 1991 года в республике был избран первый Президент Казахстана. Им стал Н. Назарбаев, за которого проголосовали 98,8% избирателей.

Н. Назарбаев. Биографическая справка.
Родился в 1940 году в с. Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области. В 1960 году закончил Днепродзержинское техническое училище и был направлен на работу в Караганду, на металлургический комбинат. Начинал рабочим, заочно закончил втуз при Карметкомбинате. С 1967 года — инженер на этом же комбинате. В 1969 году началась его партийная карьера, довольно типичная для номенклатуры: зав. отделом Темиртауского горкома партии, первый секретарь райкома комсомола, второй секретарь горкома партии. В 1973-1977 гг. — секретарь парткома Карметкомбината. В 1977-1979 гг. — второй секретарь Карагандинского обкома КПСС, заочно окончил Высшую партийную школу, при ЦК КПСС. С 1979 по 1984 гг.- секретарь ЦК КПК, с 1984 года — Председатель Совета Министров Казахской ССР.
В 1990-1991 гг. Верховный Совет принял законы «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР» и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР», которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики

Согласно первому закону прекратил свое существование Сонет Министров, он был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления — Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет. Комитет по управлению государственным имуществом и т.д. Введены должности вице-президента и генерального прокурора республики.
Согласно второму закону — представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках — председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет.
В течение 1990—1991 гг. Казахстан лидировал среди республик СССР в принятии законов экономического блока. Парламентом были приняты законы: о собственности, об основных принципах внешнеэкономической деятельности, о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях.
В 1990 году была принята Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям, которая предусматривала приватизацию государственной собственности, как главное условие перехода к рынку. Приватизацию государственной собственности предполагалось провести в два этапа.
Первый этап -1991-1993 гг., так называемая «малая приватизация» предусматривала передачу в частную собственность государственного жилья через т.н. купонный механизм и объектов соцкульбыта. Второй этап- 1993-1995 гг. — «большая приватизация», т.е. передача в частную собственность граждан остального государственного имущества.
По вопросу о судьбе СССР, позиция Казахстана в течение (1989— 1990 гг. была практически неизменной. Казахстан выступал за сохранение СССР в виде «обновленной федерации», в крайнем случае — конфедерации, и не форсировал, в отличие от других республик, принятие государственных актов о независимости.
Тем не менее, процесс дезинтеграции привел к тому, что республика в октябре 1990 года, последняя в СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.
В ходе обсуждения этого документа наиболее живо комментировались два основных вопроса: о государственном языке республики и о том, кто является источником и носителем суверенитета Казахстана.
Первая проблема кратко раскрыта выше. По второй — национальная оппозиция выставляла требование зафиксировать в Декларации положение о казахском народе как носителе суверенитета и источнике государственной власти. Эта позиция депутатами Верховного Сонета была отвергнута и в текст документа вошла формулировка — «граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источников государственной власти в Казахской ССР».
Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан — Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что:
— отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной основе;
— республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством;
— республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР;
— территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия;
— без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы;
— Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности;
— Казахская ССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику.
Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР.
Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из Центра и на условиях Центра.