Становление многопартийности

Становление многопартийности в Казахстане (1990—1991 гг.)

Непосредственной подготовкой образования собственно политических партий стала выборная кампания в Верховный Совет Казахской ССР 1990 года. В начале 1990 года в Алма-Ате, Павлодаре, Петропавловске, Целинограде, Чимкенте и других городах стали образовываться клубы избирателей. На их базе весной 1990 года начался активный процесс формирования партийных структур, достигший к апрелю 1990 года своей кульминации.

Социал-демократическая партия Казахстана (СДПК)

В мае 1990 года прошел учредительный съезд Социал-демократической партии Казахстана (СДПК), который объединил организации различных городов республики. Руководящим органом стал Координационный совет из 5 человек. Во главе партии встали два сопредседателя — С. Дуванов и Д. Кушимов. В 1991 году состоялись четыре республиканских конференции. Осенью 1991 года, на 4-ой партийной конференции были приняты два документа: “Декларация принципов СДПК” и “Программа намерений СДПК на 1991 — 1992 годы”, которые были опубликованы в партийном органе печати — газете “Социал-демократ”.

Согласно первому документу, СДПК придерживалась таких, политических ценностей, как свобода, справедливость и солидарность. Под свободой понимается гарантия прав человека на выбор мировоззрения, политической ориентации; справедливость — равенство условий для всех людей; солидарность — единение всех членов общества в гражданстве, независимо от национального происхождения, классовой принадлежности, имущественного состояния.

Программа намерений предусматривала борьбу за парламентские выборы на многопартийной основе, частную собственность, правовое гражданское государство.

Партия национальной свободы “Алаш” и Национально-демократическая партия “Желтоксан”

Весной 1990 года активизировалось и казахское национально-демократическое движение. В Алма-Ате с февраля по октябрь 1990 года шла, с небольшими спадами, длинная череда митингов и демонстраций с требованиями суверенитета республики и полной ее независимости от Центра. В апреле—мае 1990 года были созданы национальные политические партии: Партия национальной свободы “Алаш” и Национально-демократическая партия “Желтоксан”.

“Алаш” была провозглашена на Учредительном съезде в апреле 1990 года. Высший орган партии — ЦК в составе 5 человек. Председателем был избран Р. Нутушев (партийный псевдоним — Арон Атабек). Политическая платформа партии, одобренная на съезде, основывается на идеалах “общетюркского единства, мусульманской солидарности, свободы и демократии”. В своем органе печати, газете “Хак” партия опубликовала программу и устав партии.

Основные программные цели “Алаш”: достижение реальной независимости Казахстана, пропаганда идеи тюркского единства, национальное возрождение Казахстана, как ядра будущего государства — Великого Туркестана, улучшение жизни казахского народа и других народов республики, недопущение колониальной экспансии со стороны мировых держав”.

Тогда же, в мае 1990 года, на Учредительном съезде было провозглашено создание национально-демократической партии “Желтоксан”.

На съезде был избран высший орган партии — Центральный политический совет. Летом 1990 года, на Втором съезде были приняты программа и устав партии. С начала 1991 года председателем партии выбрали композитора X. Кожа-Ахмет.

Согласно программе, конечная цель партии — отделение от СССР и создание независимого, многопартийного, правового государства, борьбу за которое партия собиралась вести мирными, демократическими, парламентскими методами.

Эти первые политические партии не были зарегистрированы и начали действовать как оппозиционные КПСС.

Гражданское движение Казахстана (ГДК) “Азат”

В мае 1990 года был создан оргкомитет по созданию движения “Азат” и летом 1990 года в Алма-Ате состоялся Учредительный съезд Гражданского движения Казахстана (ГДК) “Азат”. Высшим органом движения стал съезд, который избирает Координационный совет.

В Декларации основных целей, принятой на съезде, в качестве главных целей провозглашалось: борьба за обретение полного государственного суверенитета демократической Казахской Республики на основе международных норм и нового Договора о содружестве независимых государств, верховенство законов республики на своей территории, исключительное право народов Казахстана на владение национальными богатствами. “Азат” выступало за скорейшее принятие новой Конституции республики, законов о собственности, миграции, за создание собственных вооруженных сил.

Основными методами действий провозглашалось: формирование органов государственной власти конституционным путем, разработка альтернативных законопроектов, участие в принятии политических решений через своих представителей в местных и высших органах власти, организация и проведение митингов, демонстраций, акций гражданского неповиновения, сборы подписей, пикетирование и т.д.

В октябре 1991 года на Первом съезде ГДК “Азат” была принята программа движения, согласно которой в политической области движение выступает за “разрушение колониальной системы и идеологии, обеспечение прав и свобод граждан и приведение их в соответствие с международными нормами”, обеспечение территориальной целостности республики; в экономике — за запрещение продажи земли; в национальном вопросе — за равноправие граждан Казахстана, принятие необходимых мер (путем принятия соответствующих законов) по превращению казахов в численное большинство в Казахстане.

Движение стало издавать газету на казахском языке “Азат”. Руководителем “Азата” стал С. Акатаев. Это движение, в отличие от остальных организаций, создало отделения почти во всех областях республики.

Летом 1989 года в г. Новый Узень Мангистауской области произошли массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию, между казахами и представителями кавказских национальностей. Летом 1990 гола в Алма-Ате произошли массовые захваты земли казахской молодежью. “Самозастройщики” образовали общества “Шанырак”, “Дарын”, “Алтын бесiк”. Тогда же произошли столкновения казахов с чеченцами в Джамбульском районе Алма-Атинской области (с. Узун-Агач).

В основе всех конфликтов лежали социальные причины, но напуганные происходящим, русскоязычные трудовые коллективы Алма-Аты создали межнациональное движение “Единство”, основными целями которого предусматривалось предупреждение актов насилия на национальной почве вплоть до создания, в случае необходимости, отрядов самообороны для защиты жизни граждан и проведение для выполнения этой цели митингов, демонстраций, забастовок; “организация гражданского сопротивления при чрезвычайных ситуациях, вызванных агрессивным проявлением шовинизма и национализма”.

Обстановка оставалась достаточно напряженной вплоть до принятия Декларации о государственном суверенитете республики. В областных центрах Казахстана заметным феноменом в 1990 голу стало быстро формирующееся казачье движение. Одним из первых возникло и зарегистрировалось Уральское историко-культурное казачье общество. В качестве главной цели в уставе и программе оно ставило “повышение нравственной, духовной культуры населения, изучение истории уральского казачества, пропаганду обычаев, праздников и обрядов”. Тогда же были созданы землячества сибирских казаков Горькой линии Северо-Казахстанской области.

Хотя формально организации казаков регистрировались как национально-культурные объединения, во второй половине 1990 года в их деятельности ясно наметилась тенденция к политизации. Часть казачьих организаций открыто заявляли о необходимости передачи “отторгнутых” в 20-е годы северных областей Казахстана в состав России, о восстановлении казачества в качестве военного сословия с выделением им территории бывшего Уральского и Сибирского казачьих войск и создание на этой территории особых, традиционных для казачества, управленческих структур.

Резко негативную реакцию национально-демократических партий и движений Казахстана вызвало намерение руководства уральского казачества отметить в сентябре 1991 года в г. Уральске 400-летие своего служения царю и отечеству. Лидеры “Азата”, “Желтоксана”, “Алаша”, “Парасата” восприняли это как оскорбление национального достоинства казахского народа и прибыли в Уральск, чтобы не допустить проведения этого мероприятия. Одновременно в Уральск съехались представители казачества Дона, Челябинска, Краснодара и других городов и регионов России. Обстановка в городе была близка к открытому столкновению, которого удалось, к счастью, избежать. К концу 1990 года в республике насчитывалось более 100 зарегистрированных и незарегистрированных общественных организаций, только незначительная часть которых имела характер оппозиционной КПСС политической партии.

После августовских событий 1991 года развитие многопартийности в Казахстане вступило в новый этап своего развития. Роспуск КПСС и КПК, создание новых органов власти в республике открыло новые возможности для создания политических партий.

В сентябре 1991 года состоялся XVIII (внеочередной и чрезвычайный) съезд КПК. На нем было принято решение о ликвидации КПК и создании в качестве ее правопреемницы новой политической партии — Социалистической партии Казахстана (СПК).

В декабре 1991 года часть коммунистов, не согласные с решением XVIII съезда, собрали свой XIX съезд КПК, который постановил считать решения Внеочередного XVIII съезда Компартии Казахстана о переименовании коммунистической партии в социалистическую партию и признании ее правопреемницей Коммунистической партии Казахстана неправомочными и воссоздали Коммунистическую партию Казахстана (КПК). Таким образом, на базе КПК возникло две политические партии, между которыми началась долгая тяжба за имущество бывшей КПСС.

В октябре 1991 года Социалистическая партия была зарегистрирована. Высший орган партии — Политический исполком. В программном заявлении новоиспеченной партии отмечалось, что она будет парламентскими методами бороться за власть для трудящихся, способствовать реализации принципов социальной справедливости и социальной защищенности, за равноправие всех форм собственности. Социалистическая партия стала самой массовой политической партией страны.

В программном заявлении Коммунистической партии было заявлено, что главной целью партии является движение к обществу социальной справедливости, основанному на принципах научного социализма, приоритете общечеловеческих ценностей, не отрицая классового подхода при анализе общественно-политических процессов. Было заявлено, что партия не отрекается от коммунистической идеи и остается верной социалистическому выбору.

В сентябре 1991 года на базе ГДК “Азат” была создана Республиканская партия Казахстана как политическая организация парламентского типа с программой национально-демократической ориентировки. Возглавил ее один из лидеров “Азата” С. Акатаев. В качестве главных целей новой партии были определены: возрождение казахской нации и полноценное развитие всех национально-этнических групп Казахстана, объединение национально-патриотических сил республики для создания демократического многопартийного общества и независимого государства Казахстан на основе общедемократических и исламских ценностей.

В октябре 1991 года на политическом небосклоне появилась новая партия — Партия Народный конгресс Казахстана (НКК) — “общегражданская политическая партия парламентского типа”. Учредителями НКК стали движения “Невада-Семей”, “Арал-Азия-Казахстан”, Союз женщин, Независимый профсоюз “Бiрлесу”, общество “Казак Тiлi” и национально-культурные центры. Официально партия зарегистрирована в декабре 1991 года. Сопредседателями партии были избраны М. Шаханов и О. Сулейменов. По замыслу ее создателей, новая партия должна была заполнить политический вакуум, оставшийся после ухода коммунистов с политической арены, в попытке создания наднациональной политической силы и предотвратить, тем самым, процесс создания партий по национальному признаку.

Наконец, в ноябре 1991 года была образована Партия демократического прогресса Казахстана (ПДПК) — лидер А. Докучаева. Партия была создана как политический противовес партиям национально-демократической ориентации типа “Алаш”, “Желтоксан” на базе межнационального движения “Единство”. В программных документах отмечалось, что ПДПК является партией парламентского типа, борющейся за экономическую свободу, приоритет прав человека, правовое государство и создание полиэтнического государства, основанного на равенстве живущих в нем народов.

Таким образом, к концу 1991 года в республике произошли кардинальные” изменения в политическом спектре. Ушла в политическое небытие КПСС, возникли новые политические партии, как оппозиционные властям, так и лояльно к ней относящиеся. До провозглашения независимости в республике были зарегистрированы и начали официально действовать три политические партии — Социалистическая партия, Республиканская партия и Народный конгресс Казахстана. Формально – юридически многопартийность в республике стала свершившимся фактом