Стратегия становления ч.1

ИЗ РАБОТЫ Н. НАЗАРБАЕВА
“СТРАТЕГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА КАК СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА”

ИЗ РАБОТЫ Н. НАЗАРБАЕВА
“СТРАТЕГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
КАЗАХСТАНА КАК СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА”

Какие стратегические цели мы ставим перед собой сегодня?
В сфере политики они заключаются в следующем:
– развитие молодого суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики. И вполне уместно, если в нашем государстве, реализующем принцип равенства возможностей для всех и равенства всех перед законом, независимо от национальной принадлежности, интересы коренной нации — казахов— в отдельных случаях будут оговариваться особо, как это имеет место в ряде государств. Это касается возрождения национальной культуры и языка, восстановления духовно-культурных и иных связей с казахской диаспорой, создания каких-то предпосылок для возвращения на свою родину лиц, вынужденно покинувших Казахстан.

Доперестроечная державная политика Центра поставила казахскую нацию на грань катастрофы и вырождения, десятилетиями шел целенаправленный процесс окультуривания и денационализации;
– создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;
– обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ, особенно в переходный период;
– соблюдение с учетом геополитического самоопределения много сторонних и разновариантных военно-политических и экономических балансов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;
– повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскания собственного и весомого места в мировой экономике;
– использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.
Занимая срединное положение между Европой и Азией, террито- -рия Казахстана с исконно проживающими здесь многочисленными древними племенами и их потомками была ареной оживленных торговых и политических связей. И сегодня Казахстан может сыграть стратегически
важную роль связующего звена между Европой, среднеазиатской частью бывшего СССР, быстро прогрессирующим Азиатско-Тихоокеанским регионом и югом Азиатского материка.

В сфере экономики:
– формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, с сочетанием и взаимодействием основных форм собственности (частной и государственной), каждая из которых будет выполнять свои функции в общей системе экономических и социальных взаимосвязей;
– создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;
– завоевание собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструкции его экономики за счет опережающего развития перерабатывающих и наукоемких отраслей, экспортных и
импортозамещающих производств с привлечением современной зарубежной техники и технологий;

– насыщение потребительского рынка. Это главный путь усиления мотивации к труду, повышения качества жизни каждой казахстанской семьи и создания социальной стабильности. Интерес к труду не будет по-настоящему сильным, пока не будет достаточного изобилия потребительских товаров. Без этого также не преодолеть инфляцию и бюджетный дефицит;
– привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.

В сфере социального развития:
– создание общества, в котором на деле будет обеспечено благосостояние всех;
– обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой другой сфере деятельности. Как мы убедились на своем опыте, уравнительность, отсутствие экономической свободы губят в человеке активное начало. Для общества это оборачивается потерей динамизма, порождает социальное иждивенчество;
– развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана, укрепление на этой основе
его престижа в мире как региона со стабильным общественно-политическим климатом;
– повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи, но не допуская незаконного обогащения.

Таким образом, концептуальная модель развития Казахстана предусматривает создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства, которое:
а) является сильной президентской республикой, гарантирующей права и свободы человека, политический и идеологический плюрализм, обеспечивающей стабильный гражданский мир и межнациональное согласие, надежную оборону и безопасность, занимающей
достойное и равноправное положение в международном сообществе;
б) опирается на развитую рыночную экономику с многообразными формами собственности и социально ответственным предпринимательством, здоровой конкуренцией, разумным участием иностранных инвесторов;
в) имеет четко выраженную социальную направленность, создает всем без исключения равные условия и возможности для применения своих способностей и материально благополучного существования, сохраняет и развивает национальную самобытность каждого народа, проводит политику национального консенсуса как основы стабильного развития.

Во внутренней политике Казахстана все более заметную роль будут играть различные политические партии и организации, как неотъемлемые компоненты демократического гражданского общества. Многопартийность объективно выражает реальное различие интересов социальных групп общества, зависящее от имущественной, профессиональной и другой стратификации населения.

Многопартийность будет складываться отнюдь не искусственно, а по мере появления реальной для нее основы, за счет естественного разрушения социально-экономической однородности общества на пути к рынку и кристаллизации интересов различных групп населения.

Одновременно будут четко различаться границы между политической “свободой и ситуацией, когда за политическую свободу выдастся беспардонное игнорирование общечеловеческих норм общественного поведения. Поэтому мы решительно отвергаем политические партии и организации, проповедующие национальною, классовую и религиозную нетерпимость, представляющие угрозу конституционному строю и территориальной целостности нашего суверенного государства.

Первый принципиальный вывод со стратегическими последствиями: преодолевать нарастание кризиса и восстанавливать экономику необходимо за счет собственных возможностей.

Второй такой же значимости вывод: прогрессивная структурная перестройка экономики, преодоление ее технологического отставания обеспечиваются выбором правильных приоритетов и их реализацией на основе создаваемого механизма экономического стимулирования развития отдельных отраслей.

Важный элемент стратегии — темпы возрождения и развития Казахстана. “Стратегия быстрого развития” должна стать экономической идеологией всего общества, каждого, кто считает Казахстан своей родиной и готов разделить с ним тяготы переходного периода и радость будущего благосостояния.

Реализация задач в сфере экономики тесно взаимосвязана с вопросами социального развития.

В центре стратегии государства в переходный период будет находиться социальная защита населения Казахстана:
– государственная поддержка и создание социальных амортизаторов прежде всего для нетрудоспособных и малоимущих слоев — пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, учащейся молодежи;
– государственная поддержка науки, культуры, образования и здравоохранения;
– обеспечение социальных гарантий по безработице.

С обретением суверенитета, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество.

Оказавшись на международной арене, Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Специфика геополитического положения и этнодемографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой, прежде всего, на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию. Отсутствие прямого выхода к открытому морю, удаленность от коммуникативных средств затрудняют участие республики в международных экономических связях. Поэтому исключительное значение имеет поддержание взаимовыгодных дружественных отношений на принципах полного доверия с сопредельными государствами, прежде всего с Россией и Китаем, являющимися для нас воротами к мировым
коммуникациям. Казахстан к этому готов. Вместе с тем, мы, естественно, выступаем за развитие широких связей со всеми другими странами на основе международной справедливости и партнерства. Нам очень важны тесные взаимоотношения и с государствами Средней Азии, обусловленные общими границами, сложившимися хозяйственными связями, взаимодополняемостью и взаимозависимостью экономик, исторической и культурно-этнической общностью. Подписание соглашений между Казахстаном и Турцией, Пакистаном, Индией, Ираном дает основание говорить о развитии сотрудничества с этими и другими государствами Азии. Будет активизироваться подключение Казахстана к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, южной и Юго-Восточной Азии, Ближнем и Среднем Востоке в целях

получения доступа к динамично развивающимся рынкам капиталов, технологий сырья и промышленных продуктов. Важным стратегическим

направлением останется развитие всестороннего сотрудничества с ведущими странами Западной Европы и Северной Америки.

Продолжение