Выборы Президента и в Парламент 1999 года

Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года

В октябре 1997 года Президент Н. Назарбаев подписал указ об отставке А. Кажегельдина с должности Премьер-министра Казахстана. 10 октября 1997 года новым Премьер-министром РК назначается Н. Балгимбаев.
В октябре 1997 года Президент подписал указ об объявлении с 10 декабря 1997 гола столицей Казахстана г. Акмолу. Весной 1998 года Акмола была переименована в Астану.*


В 1998 — начале 1999 года в законодательную базу избирательной системы были внесены существенные коррективы. В мае 1998 года были внесены изменения в указ о выборах, согласно которым к выборам не допускались кандидаты, которые в течение года перед регистрацией получили незначительное административное взыскание «за умышленное правонарушение».
В  октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к действующей Конституции и к Указу Президента РК «О выборах в Республике Казахстан». Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Главным аргументом стало то, что досрочные президентские выборы необходимы в связи с резким ухудшением экономического и политического положения в России, которое может негативно сказаться на экономической и внутриполитической ситуации в Казахстане.
В связи с этим утверждалось, что в условиях надвигающегося экономического кризиса требуются особые меры по сохранению политической, стабильности, а это связывалось с личностью действующего Президента.
Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза лля кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.
На звание кандидата в Президенты Республики Казахстан претендовало шесть человек: Н. Назарбаев — действующий Президент, А. Кажегельдин — бывший Премьер-министр, Э. Габбасов, депутат Сената, С.Абдилъдин, председатель Компартии Казахстана, Ж. Базильбаев, вице-президент АО НТЦ «Мунай», Г. Касымов — председатель Таможенного комитета. После длительной судебной тяжбы А. Кажегельдину было отказано в регистрации кандидатом в президенты, как не соответствующему требованиям Закона о выборах, так как он был привлечен судом к административной ответственности. Ж.  Базильбаев снял свою кандидатуру.
В январе 1999 годы выборы были проведены. По официальным данным, за Э. Габбасова проголосовали менее 1% избирателей, за С. Абдильдина — около 12 % избирателей, за Г. Касымова — более 4%, за Н. Назарбаева — около 80%.
Оценки прошедших президентских выборов были традиционно противоположными. По сообщению Центризбиркома, выборы были, безусловно, демократическими.
ОБСЕ отказалась направить наблюдателей на президентские выборы в Казахстане после того, как к участию в них не допустили основного соперника Н. Назарбаева экс-премьера А., Кажегельдина. По оценке ОБСЕ выборы президента в Казахстане не соответствовали международным стандартам.
В мае 1999 в Казахстане были внесены очередные изменения в законодательство о выборах, существенно изменившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная избирательная система, согласно которой 10 мест в парламенте распределялись на основе пропорционального партийного представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам.
10 октября 1999 года состоялись выборы в Парламент республики по новой, смешенной избирательной системе. По 67 одномандатным округам было зарегистрировано 547 кандидатов на выборы в Мажилис, из них: 80 (14,6 %) кандидатов, выдвинутых общественными организациями; 113 (20,7%) кандидатов, выдвинутых политическими партиями; 354 (64,7%) кандидата, которые выдвинули себя сами.
Все политические партии, имеющие право на представление партийных списков для предвыборной борьбы за 10 мест в Мажилис, представили свои списки. Больше всего было зарегистрировано кандидатов от партии «Отан» — 18 человек, 10 — от Демократической партии Казахстана «Азамат», от Гражданской партии — 9.
Кандидатами в депутаты Сената Парламента Казахстана зарегистрированы 29 граждан, 21 из них выдвинут на сессиях маслихатов, в порядке самовыдвижения — 10. На мандаты депутатов в маслихаты страны претендовали 7 146 соискателей. Выборы проходили в два тура.
Оценки прошедших выборов были, как это уже не раз было в новейшей истории Казахстана, диаметрально противоположными.
В октябре 1999 года Центральная избирательная комиссия Казахстана подвела официальные итоги голосования, согласно которым в республике прошли безусловно демократичные выборы депутатов Парламента страны. По итогам голосования, десять ‘»партийных» депутатских мандатов в Мажилисе распределились следующим образом: Республиканская партия «Отан» получила 4 мандата, а Коммунистическая, Аграрная и Гражданская партии — по 2 мандата каждая. В трех округах выборы были признаны недействительными, там были допущены серьезные нарушения Конституции.
Миссия ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Казахстане опубликовала отчет, в котором подготовка, ход и подведение итогов выборов подверглись критике. Иностранные наблюдатели пришли к выводу, что особенно серьезной проблемой парламентских выборов 1999 года стали широко распространенные злоупотребления во время подсчета голосов. Допущенные в ходе предвыборной кампании, выборов и подсчета голосов нарушения определялись экспертами ОБСЕ следующим образом:
1.Неправомерное вмешательство исполнительной власти в ход выборов.
2.Нечестная предвыборная кампания партий, поддерживаемых властями.
3.Угрозы административного и судебного преследования средств массовой информации.
4.Поддержка избирательными комиссиями кандидатов от «‘партий власти».
5.Искусственно созданные затруднения и запугивание во время предвыборной кампании оппозиционных партий и кандидатов.
ОБСЕ пришла к выводу, что выборы депутатов Мажилиса, хоть — и явились пробным шагом на пути к соответствию международным стандартам и существенно отличались от предыдущих выборов в лучшую сторону, тем не менее, были далеки от требований ОБСЕ. Эти требования всеобщих, равных, честных, тайных, свободных, открытых и подотчетных выборов были серьезно нарушены повсеместным вмешательством исполнительной власти в избирательный, процесс.
Реакция оппозиции была еще более жесткой. Оппозиционные партии провели ряд пресс-конференций, на которых выразили свою озабоченность организацией выборов. Более значительным было проведение совместной встречи и создание единого фронта представителей политических партий, правозащитных и неправительственных организаций, находящихся в оппозиции к власти, получившего название Форум демократических сил (ФДС). Практическим результатом первого заседания Форума стало принятие резолюции, содержащей ряд требований. Эти требования включали в себя:
1.Обращение к парламентам и правительствам США,  России,Японии, стран ЕС, СНГ и ОБСЕ не признавать депутатов Мажилиса и сенаторов, избранных в результате массовой фальсификации.
2.Требование объявить результаты выборов в сенат и Мажилис недействительными.
3.Требование привлечь членов ЦИК и низовых избирательных комиссий к ответственности за допущенные нарушения.
4.Требование провести в первой половине 2000 года новые выборы в мажилис и маслихаты, а также выборы акимов и сулей на всех уровнях.
5.Требование провести во второй половине 2000 года новые выборы в сенат,
В этом же году ФДС выступил с инициативой проведения Национального диалога между оппозицией и властью. ФДС предложил сторонами в диалоге: во-первых.* Президента и его политических сторонников, в том числе политические партии и общественные движения, поддерживающие проводимый курс; во-вторых, оппозицию в лице Форума демократических сил Казахстана и других оппозиционных организаций, несогласных с проводимым курсом; в-третьих, в качестве наблюдателей, ОБСЕ, Совет Европы и другие межгосударственные и международные институты. Власть проигнорировала эти предложения.
Осенью 1999 года правительство Н. Балгимбаева ушло в отставку. Новым Премьер-министром был назначен К. Токаев.
В июле 2000 года вступил в силу Конституционный закон «О первом Президенте Республики Казахстан», который усиливал неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после прекращения им полномочий (кроме случая государственной измены).
В августе 2001 года в Астане над бывшим Премьер-министром страны А. Кажегельдиным состоялся заочный судебный процесс**. Экс-премьер обвинялся в вымогательстве взяток и неуплате налогов. Суд заочно приговорил А, Кажегельдина к 10 годам лишения свободы. Представитель Центра ОБСЕ в Алматы, присутствовавший на процессе в качестве наблюдателя, охарактеризовал его как «политический и несправедливый», Государственный департамент США выразил Правительству Казахстана протест.

*- Город основан в 19 веке как крепость и до 60-х годов 20 века назывался Акмолинск. Став центром освоения целинных земель, по распоряжению  Н. Хрущева был переименован и Целиноград. После обретения независимости переименован и Акмолу.

**-В июне 1999 г. КНБ Казахстана вынес постановление о привлечение А. Кажегельдина к уголовной ответственности по обвинению в уклонении от уплаты подо¬ходного налога, злоупотреблении служебным положением с избранием меры пресечения — ареста. В феврале 2000 г. ГУВД Алматы возбудило в отношении А. Кажегельдина, находящегося за границей, уголовное дело по ч.1 статьи 251 УК ГК — незаконное приобретение, хранение и передача огнестрельного оружия. В апреле того же года Главное управление налоговой полиции Алматы возбудило уголовное Дело в отношении А. Кажегельдина по ч.З статьи 307 УК РК — злоупотребление должностными полномочиями.