Юрта

«Я вельможным княжеским родам 
Юрту за дворцы их не отдам».
Бо Цзы

Материал людей леса – дерево, в сочетании с глиной. Там, где нет леса, материалом были глина и солома, часто с навозом, который будто бы выгоняет вшей. Кочевники использовали тал — дерево и шерсть овец.

Жилище степняка выглядит красивым и безопасным. Юрта состоит из двух основных компонентов — войлок для покрытия и каркас из дерева. Деревянный каркас делится на четыре части – основа, решетчатая стенка, уыки, поддерживающие купольное навершие – шанырак, и дверь-Возведение юрты есть соединение трех пространств по вертикали. Юрта является малым космосом. Символом мирового дерева является бакан. Шанырак, дверь и очаг имели сакральное значение. Большинство обрядов казахов совершаются с участием этих ритуальных символов. Шанырак вместе с уыками образует небесный свод.

Источник: krisha.kz Автор Виталий Голубев

Древнекитайский поэт Бо Цзы написал гимн жилищу кочевников.

В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве, 
А теперь, как голубая мгла, Вместе с ним она на снег пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь. 
Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло.

Внутренняя планировка юрты делилась на четыре части, соответственно четырем сторонам света. Правая сторона – мужская, левая – женская. Юрта быстро собиралась и разбиралась. Средняя юрта могла быть погружена на одного верблюда или на две лошади. Если юрта была маленькой, то достаточно и одной лошади. Уют, тепло и свобода высоко ценились в Степи. «Кто храбр, силен и способен разбить спорные дела, тех поставляют старейшинами, наследственного преемствия у них нет», – писал Сыма Цянь. Б этом секрет стабильности общества.

Родовой аул состоял из отдельных юрт. Юрта старшего – «улкен шанырак» – это место собраний, где обсуждаются все вопросы рода. Даже после реформ 1868 года, когда колониальная административная система ввела двухступенчатые выборы, власть оказалась в руках аксакалов. В «улкен шанырак» можно было заходить без приглашения. Это из культа предков. Из «улкен шанырак» брали огонь, считавшийся священным, сыновья в новый дом, а невеста, вступавшая в новую семью, приносила жертвоприношение огню – «отка май кую». После рождения ребенка молодые женщины приходили, чтобы сделать поклон в сторону «тор» – почетного места, напротив двери «улкен шанырак». Если кто-то заболевал в роду, то его располагали в «ески улкен шанырак» – старшей юрте, оставшийся от прародителей, где обитает «аруак» – дух их «баба» – предка. Молодые женщины, входя в такую юрту, обязательно делают поклон.

Постоянные перекочевки подчиняли себе ритм жизни кочевников. Поэтому материальная культура, буквально все от посуды до жилища, имеет свои особенности. Все вещи должны быть удобны, легки, компактны и нужны. Девиз кочевья – брать только необходимое.

Юрта является плодом народного творчества кочевников. В ней можно было принять гостей, справить семейные обряды и торжества. Семьи кочевников меньше, чем у земледельцев. У казахов младший сын оставался жить с родителями. Есть понятие семейно-родственных групп — «ата-баласы», «6ip атанын баласы». Казахские аулы имели небольшой размер – 2-4, максимум 8 хозяйств. Кочевали обычно родственные аулы, одновременно, вместе, но каждый по своему маршруту.

Тем, кто в шалашах из тростника,
Мягкая зима и то горька.
В юрте я приму моих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
Князь свои дворцы покрыл резьбой, –
Что они пред юртой голубой!
Я вельможным княжеским родам
Юрту за дворцы их не отдам.
В юрте сосредоточена информация. «Пусть шанырак будет высоким, а стойки двери – крепкими!», «Пусть не гаснет огонь в твоем очаге!» – это не просто пожелания. Так, к примеру, шанырак выполнял роль… часов. В четырехрешетчатой юрте 60 жердей – уыков. Днем по углу падения солнечных лучей через верховое отверстие (шанырак) казахи определяли время. Юрта является свидетельством медленного движения цивилизации кочевников, стремящихся сохранить свою культуру.

Сарсекеев Б.С. “Мир кочевника”