Золотой человек

«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
A.П. Чехов

Символом суверенного Казахстана стал «Золотой человек» из сакского кургана V века до нашей эры. «Золотым человеком» можно назвать идеал человека в «Кудат-гу билик» Ю. Баласагуни.
Древнегреческий географ Страбон сообщает о массаге-тах: «Они хорошие конные и пешие воины, вооружены луками, мечами, панцирями, медными топорами, в битвах носят золотые пояса и золотые повязки. Уздечки и наплечники у лошадей украшены золотом. Серебра у них нет, железа мало, медь и золото в изобилии». Здесь много раз встречается слово «золото». Древние греки даже писали о мифических «грифах, стерегущих золото». Но главным для нас являются не золотые, пусть прекрасные, вещи, а то, что оставил человек после себя.

Золотыми людьми можно назвать целую плеяду ученых: Абу Насыра аль-Фараби, прозванного «Вторым учителем» после Аристотеля, Юсуфа Баласагуни, автора «Ку-датгу билик» («Книги мудрости»), Махмуда Кашгари, Кожа Ахмета Яссауи. Более четырех тысяч книг тюрков находятся за рубежом. «Кодекс Куманикус» находится в Венеции, «Диван-и-хикмет» Кожа Ахмета Яссауи и «Дивани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари – в Стамбуле. В Ватикане хранится «Коркыт-ата китаби» IX века.

Историю Казахстана нельзя рассматривать изолированно от центральноазиатской истории. Нынешнее административно-территориальное деление появилось позже. История Степи начинается с саков и хунну, на смену которым пришли тюрки. В состав Тюркского каганата входили территории братских республик Центральной Азии. Спор о том, к какому народу принадлежат аль-Фараби или Махмуд Кашгари, Юсуп Баласагуни или Авиценна, Улугбек или Бабур беспочвенен. Они одинаково относятся к казахам, узбекам, туркменам, кыргызам, уйгурам и другим тюркским народам Степи.

Юсуф Баласагуни – автор «Кутадгу билик» – «Кутты билик» (Благодатное знание), написанной в 1069 году, происходил из знатной тюркской семьи. Он имел административный опыт государственной службы – был министром двора. Смысл содержания его произведения – идеальное общество, в котором соблюдаются справедливые законы. Интересно, что произведение сохранилось в трех вариантах. Но все они находятся за рубежом. Вариант, написанный уйгурским письмом, находится в Афганистане, в Герате. В 1870 году он был переведен венгерским ученым Вамбери и издан в латинской транскрипции. Арабский вариант, найденный в 1896 году, находится в Каире, столице Египта. Третий вариант был найден в 1913 году в Намангане, братском Узбекистане.

«Кутты билик» состоит из двух ключевых слов: «Кут» -счастье, и «билик» – знание. В названии заключается идея счастья. Человек не должен забывать, что он гость в этом мире. Юсуф Баласагуни – не фанатик религии. Он «толстовец», живший на 800 лет раньше Л.Н. Толстого. Его основной принцип «Бог внутри нас».
Махмуд Кашгари – автор «Дивани лугат ат-тюрк» (Словаря тюркских наречий), написанного в 1072—1083 годах. Это произведение является первой энциклопедией тюркской народной жизни, повествующей о жизни тюрков в XII веке. В книге более 400 пословиц и поговорок, сведения о различных племенах, исторических событиях, «Я описал только племена, а родовые деления оставил без внимания», – говорит великий правнук караханидского завоевателя Мавераннахра Богра-хана. «Эту книгу я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, соджами (рифмованная проза), поговорками, стихами, рад-жазами (стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами».

Аль-Фараби – автор около 160 трактатов, охватывающих различные отрасли науки. Родился в городе Отраре, похоронен в Дамаске. В трактате «Слово о классификации науки» аль-Фараби оставил свой завет современным ученым. «Тому, кто стремится к истокам науки, мудрости, необходимо (с малых лет) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона, в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и учению, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, не делая ее средством приобретения материальных благ».

Омар Хайям написал научную работу… по математике. «Трудные вопросы арифметики» называется его труд. Внук Тамерлана Улугбек занимался астрономией. Задолго до европейских ученых он утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси. 37 лет управляя государством, он собирал ученых со всего света, поддерживал искусство и литературу.

Предшественником Коперника и Галилея был Улугбек, трудами которого по астрономии пользовалась вся Европа. Ценнейшие труды по истории, археологии, календарю древних народов оставил Абу-Райхан Бируни. В высказываниях Абу Насыр аль-Фараби о происхождении человеческого общества те же мысли, что много столетий позже были изложены Ж.Ж. Руссо.
Эпоху Золотой Орды можно назвать Золотым веком пера. Письменность тюрков обогатилась значительными произведениями литературы. «Хосров и Шырын», «Жусип и Зулейха», как и «Кодекс Куманикус», не утратили своего значения для современников.

Русский ученый А. Левшин отметил, что казахи из различных вероисповеданий отдавали предпочтение мусульманской религии, но при этом они не отличались фанатизмом, свойственным другим мусульманам. Кожа Ахмет Яссауи (1093-1166), мыслитель и поэт, в «Книге мудрости» («Диуани хикмет») излагает основные правила ислама. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, ислам с тенгрианством. В народе говорят, что после 63 лет он добровольно ушел в подземелье, объясняя это следующим образом: «Достиг возраста пророка, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророком». Жусипбек Аймаутов, исследовавший 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет. Не будем спорить. Главное ведь – не в количестве прожитых лет, а в оставленных делах, что позволяют назвать его золотым человеком. Во всяком случае, для казахов он является святым.