Экономические реформы ч.1

Экономические реформы в Казахстане на современном этапе

Американский профессор М. Б. Олкотт оценила процесс обретения суверенитета республиками Средней Азии словами “катапультирование в независимость”. Сказанное в полной мере относится к Казахстану.

Казахская ССР была одной из самых богатых республик Союза по запасам полезных ископаемых. На долю республики приходилось около половины запасов меди, свыше 75%”свинца, более 30% цинка, свыше 20% железорудных запасов СССР.

Казахстан располагал 1/5 пахотных земель СССР, занимая 2—3 места среди республик страны по производству зерновых и зернобобовых культур.

Республика вступила на путь существования в качестве суверенного государства, отягощенная многими сложными экономическими, политическими и экологическими проблемами. В “наследство” от Казахской ССР Республике Казахстан достались тяжелейшие экологические проблемы.

Во-первых — Арал. К 1991 году уровень воды в море понизился на 14 метров, береговая линия отошла на 50—80 метров, местами до 100 метров, соленость воды возросла на 28—30 грамм на литр, из 70 видовмлекопитающих и около 300 видов растений осталось соответственно 30 и 168. На обнажившемся морском дне образовалась пустыня площадью 25 тыс. кв. км, с которой в атмосферу ежегодно поднимаются десятки миллионов тонн солевой пыли. Сократилось рыболовство — выросла безработица. В 3,5 раза сократилось потребление воды среди населения и, как следствие, возросли болезни. Проблемы Арала ООН охарактеризованы термином — “экологическая катастрофа”.

Во-вторых — Семипалатинский полигон. С 1949 по 1963 годы — в воздухе, с 1963 года — подземных было взорвано 470 атомных и водородных бомб, и еще около 35 — в других областях Казахстана. Последний ядерный взрыв был произведен в октябре 1989 года. Под ядерный полигон было отчужденно 18 тыс. кв, км земель, из которых 720 кв. км непригодны для сельского хозяйства. Результат — уровень самоубийств превышал в 2 раза общесоюзный, экстрагенитальные заболевания женщин возросли с 26% в 1986 г. до 50% в 1988 г, В Семипалатинской области за период с 1969 года смертность от лейкозов возросла в 3 раза.

Детская мертворождаемость выросла с 6% в 1960 году до почти 30% в 1985 году на 10 тыс. родившихся детей. Полигон стал национальной трагедией народа Казахстана. К тому же, действовал еще Мангышлакский атомный энергокомбинат с реактором на быстрых нейтронах (г. Шевченко/Актау) и реактор в Институте ядерной физики (под Алма-Атой).

В-третьих, в экономике республики по-прежнему абсолютно преобладала сырьевая направленность — 97% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты.

В первой половине 1992 года руководство республики выработало основные стратегические направления социально-экономического развития Казахстана, изложенные в работе Н. Назарбаева “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”.

В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей:

– формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, с сочетанием и взаимодействием основных форм собственности (частной и государственной), каждая из которых будет выполнять свои функции в общей системе экономических и социальных взаимосвязей;

– создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;

– введение национальной валюты и обеспечение ее внутренней, а затем и внешней конвертируемости;

– завоевание собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструкции его экономики за счет опережающего развития перерабатывающих и наукоемких отраслей, экспортных и импортозамещающих производств с привлечением современной зарубежной и отечественной техники и технологий;

– насыщение потребительского рынка;

– привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.

Были определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей.

На первом этапе — 1992—1995 гг. — разгосударствление, приватизация собственности и насыщение потребительского рынка товарами.

На втором — 1996—2005 гг. — постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков — капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности.

Третий этап, по мнению авторов стратегии, продолжительностью 5—7 лет будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных государств.

Президентом были отмечены факторы, как способствующие, так и препятствующие реализации социально-экономических задач.

Это, с одной стороны:

– широкий спектр полезных ископаемых, создающий надежную сырьевую основу практически любого вида производства;

– большие площади сельскохозяйственных угодий и пашни, позволяющие Казахстану после реформы земельных отношений стать заметным даже на мировой арене экспортером продовольствия;

– наличие достаточно развитого производственного потенциала и грамотного контингента рабочих во всех отраслях;

– богатый арсенал научных открытий, идей и изобретений.

С другой:

– сырьевая направленность экономики;
– экологическая загрязненность многих регионов;
– отставание инфраструктуры;
– отсутствие новых технологий.

В марте 1993 года Н. Назарбаев подвел итоги первого этапа (1991 — 1993 гг.) приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих. Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания.
В торговле на долю приватизированных предприятий приходилось всего 4,5% розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% из общего количества. В бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных 50%.

Тем не менее, власти с энтузиазмом приступили к осуществлению второго этапа приватизации. В марте 1993 года Указом Президента была введена в действие “Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993—1995 гг.” (2 этап).

Согласно Программе, все объекты государственной собственности разделялись на две группы:

– объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;
– объекты, приватизация которых запрещена.

Ко второй группе относились земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир — все, что составляет исключительную собственность государства.

Объекты, подлежащие приватизации, в свою очередь, по количеству работающих делились на три группы:

– малые предприятия с численность работающих менее 200 человек;
– средние предприятия с численностью работающих от 200 до 5 000 человек;
– крупные предприятия с численностью работающих более 5 000 человек.

Методы приватизации определялись:
– для малых предприятий — продажа через аукционы и конкурсы;
– для средних предприятий (т.н. массовая приватизация) — посредством приватизационных инвестиционных купонов;
– крупные и уникальные объекты государственной собственности по индивидуальным проектам.