Из послания Президента 3 сентября 2001 года- продолжение

Продолжение

Пенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов. Почему? Потому, что работа по созданию фондового рынка по существу провалена. Внятных предложений по решению этих проблем от Правительства и Нацбанка мы не видим, хотя задача ставится из года в год. Процедура банкротства из механизма очищения рынка нередко превращается в способ получения доходов для нечистоплотных дельцов. Сейчас принят наконец закон о банкротстве. Правительству необходимо срочно разработать и задействовать механизмы его эффективной реализации. Не достает Правительству и оперативности в реагировании на возникающие экономические проблемы. Нас не может устроить качество региональной политики, непрозрачность неформальных рынков труда и процессов миграции. Правительству на основе Концепции социальной защиты надо осуществить все необходимые мероприятия, чтобы с бюджетом 2003 года в стране была внедрена система обязательного социального страхования, которая будет стимулировать легализацию трудовых отношений.

Анализ налоговых поступлений однозначно показывает, что многие административные районы страны оказываются и будут убыточными. Их содержание на постоянной дотации в условиях рынка — дело бесперспективное. Как правило, и экологические условия проживания в них далеко не лучшие. Хотим мы того или нет, но люди из этих районов будут перебираться в города и лучшие районы, будет идти ускоренный процесс урбанизации. Это совершенно нормальное явление. Государство не должно и не будет стоять в стороне от этих процессов. Пора, наконец, разработать и сильную демографическую политику. Это тоже задача Правительства на 2002 год. Много вопросов у нас остается по системам жизнеобеспечения самого человека. Мы вовремя и удачно провели коммунальные реформы. Но как-то замалчивается ситуация с кооперативами» собственников квартир. А ведь здесь далеко не все так ладно, особенно с ремонтом жилищного фонда, который ухудшается, и никто никаких мер не собирается предпринимать.

На съезде партии "НурОтан"

Проведенные парламентские слушания так и не дали хорошего решения на этот счет. Вообще в свете урбанизации и политики увеличения численности населения страны быстро обостряется проблема жилья, особенно дешевого. Разработанная же схема ипотечного кредитования в соответствии с принятым Парламентом законом, несмотря на ее перспективность и правильность, пока не всем по карману. Правительству надо заняться решением этого вопроса, тем более что закон это позволяет. Остается высокой стоимость коммунальных услуг. Вместе с тем при попустительстве местных исполнительных органон здесь действуют многочисленные посредники между производителями услуг и их потребителями. С этими искусственными посредниками все почему-то мирятся. Акимы всех уровней должны немедленно разобраться с этим, а Правительство — проконтролировать эту работу. Продолжается практика ограничения конкуренции на рынках городов, где правят бал собственники базаров, акимы делают вид, что не знают этого, нет и должного санитарного надзора. Как следствие, цены высоки, ассортимент узок, а качество хромает. Напоминаю акимам, что это их прямая недоработка, если не попустительство.

Сейчас осень, идет распродажа выращенного урожая, овощей, фруктов, мяса. Создается впечатление, что приватизированные рынки не контролируются. Я неоднократно обращал на это внимание акимов и правоохранительных органов. Пора создавать коммунальные рынки, где акимат будет определять честные и добросовестные цены, Почему зажимается конкуренция, которая приводит к повышению цен на рынках? Неужели в этом нельзя разобраться. По уровню доходов работники бюджетной сферы заметно отстают от производственной. Поэтому актуальным остается повышение уровня зарплаты, особенно для нижнего и среднего персонала. Пора навести справедливость и в размерах назначенных пенсий. Нас не могут устраивать сегодняшнее качество здравоохранения и образования, вопросы обеспечения населения чистой питьевой водой, состояние окружающей среды.

Следует критически осмыслить и работу государственных органов. Требуют укрепления отдельные звенья исполнительной власти. Оставляют желать лучшего организация их работы и развитие реформы государственной службы. В прошлом году мы значительно улучшили материальное обеспечение судов и всей правоохранительной системы. Теперь мы вправе ожидать серьезного улучшения в работе судебной системы в целом. Борьба с наркодельцами, общей преступностью, борьба с коррупцией остается главной задачей. Наркомания в Казахстане становится большой бедой. И я не вижу, чтобы на местах правоохранительные органы страны, областей и регионов серьезно занялись этой проблемой и начали ее решать. Приходится постоянно напоминать, что правоохранительные органы обязаны прежде всего защищать законные права и свободы граждан страны как представители власти. Некоторые эту задачу понимают наоборот.

Мы должны продолжать двигаться по пути гуманизации системы уголовных наказаний и улучшения условий содержания в исправительных учреждениях. Новое уголовное законодательство декриминализировало ряд деяний, смягчило уголовную ответственность за отдельные преступления, расширило количество наказаний, альтернативных лишению свободы. Но статистика свидетельствует, что правоприменительная практика как органов уголовного преследования, так и судов, напротив, стала неоправданно жесткой. Поэтому требуется реализация ясной и определенной уголовной политики: закон должен быть суровым по отношению к лицам, совершившим тяжкие преступления, но туманным к тем, кто впервые совершил преступление малой или средней тяжести, а также к женщинам и несовершеннолетним. Не все ладно и в законодательной сфере. Количество принятых нами за годы независимости законодательных актов уже приближается к тысяче. Это начинает создавать трудности с их правильным применением, возникает необходимость освобождения действующего права от правовых коллизий, устаревших и дублирующих норм. Еще одна застарелая проблема заключается в том, что многие из принятых нами законов не работают в полную силу из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. «Вызывают озабоченность участившиеся случаи лоббирования отдельных законов как Правительством, так и депутатами, явно просматриваются узковедомственные интересы того или иного государственного органа или предпринимательских структур в ущерб государственным интересам.

Отдельная проблема — ратификация международных договоров. Проведенный анализ показа!, что за десять лет мы ратифицировали около 350 международных договоров и еще к полусотне присоединились посредством принятия законодательных актов. Возникают вопросы: не слишком ли много мы берем на себя между- народных обязательств; все ли они на сегодняшний день отвечают интересам Казахстана; не мешаютли они нам развивать снос.национальное законодательство в соответствии с Конституцией республики? Необходима инвентаризация этих договоров и принятых обязательств. Все вышесказанное говорит о том, что необходимы правильные решения по ключевым направлениям внутренней и внешней политики. Нам нужно работать более активно, более изобретательно. Заостряя внимание яасфере социально-экономического развития, хочу заметить, что ключевое значение приобретают четко расставленные приоритеты. Следовательно, и ресурсы надо концентрировать на них. строго соблюдать меру между накоплением и потреблением.

Для того чтобы наша работа по этим направлениям была правильной, необходимо серьезно улучшить характер, содержание и горизонты планирования, его методологическую и методическую базу. В этих целях начиная со следующего года послание Президента народу Казахстана будет излагаться до начала, а не в конце процесса бюджетного планирования, чтобы разработчики изначально могли определить приоритеты на предстоящий год. Это должно происходить примерно в конце первого квартала. Сам же процесс планирования бюджета должен быть более независим от Министерства финансов и Правительства.

Назрела необходимость добиться полного соответствия бюджетного и стратегического планирования, концентрации работы Национального банка только на денежно-кредитной политике. Каждый министр, как этого требует стратегия, должен иметь четко разработанный и понятный для общества план работы на год, развернутый в соответствующие бюджетные программы, и отчитываться по его выполнению. Это требование относится и к акимам всех уровней. В следующем году при формировании и исполнении бюджета главным должен стать девиз: «Инвестиции, поддержка низкооплачиваемых и безопасность страны». В 2002 году Правительство должно решить следующие задачи: — завершить выработку индустриальной и региональной политики; — определиться с системой планирования; — приступить к дальнейшей децентрализации государственных функций и закрепить среднесрочную модель межбюджетных отношений; — значительно усовершенствовать бюджетный процесс, включая переход к утверждению трехлетнего перспективного бюджета. Пора подумать и о концепции бюджетного кодекса страны. Для дальнейшего развития реального сектора необходимо срочно внести изменения в действующее законодательство по вопросам: — деятельности акционерных обществ; — регулирования рынка ценных бумаг; — учета и отчетности.

Следует также принять закон о государственном регулировании Гражданской авиации. До конца 2002 года Правительство должно обеспечить перевод крупных предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета. Думаю, что созданы экономические условия для повышения минимальной заработной платы в следующем году на 20 процентов. Я обращаюсь ко всем компаниям, работающим в Казахстане, с просьбой повысить заработную плату своим работникам. Это будет хороший подарок казахстанцам к десятилетию независимости. Необходимо более активно решать задачу капитализации отечественного частного сектора, без чего мы не сможем активно противостоять негативным проявлениям глобализации в экономике. Мы должны углублять политику импортозамещения, а также усиливать меры по экспортоориентации нашей экономики, экспансии нашего капитала в близлежащие страны. Наш бизнес должен показать свое умение и способность к объединению в интересах страны, консолидировать свои ресурсы для решения крупных проблем инвестирования. Правительство в этом должно помочь.

В целях увеличения объемов экономики, поддержки бизнеса государство должно увеличить объем программы государственных инвестиций во все важные инфраструктурные объекты, выделив на эти цели из республиканского бюджета на 2002 год около 90 миллиардов тенге, или на 30% больше, чем по утвержденному бюджету текущего года. В числе конкретных задач для Правительства на 2002 год хочу выделить следующие: — продолжить строительство и реконструкцию столицы; — приступить к освоению Амангельдинской группы месторождений газа; — продолжить строительство железной дороги на участке «Донское-Краснооктябрьский рудник»; — определиться с проектом строительства Коксарайского водохранилища; — завершить строительство моста через реку Урал в районе города Уральска. Большие задачи стоят в плане строительства и реконструкции автомобильных дорог, куда будет направлено 42 млрд. тенге инвестиций, или на 60% больше, чем в этом году. В следующем году должна быть завершена реабилитация автомагистрали Алматы — Астана. Начнется реконструкция автодорог в Западном Казахстане Аты-рау — Урал — Актобе, дороги Алматы — Бишкек, Алматы — Хор-гос, мостового перехода через реку Сырдарья около Кызылорды, продолжится строительство участков автодороги Астана — Боровое и автодороги Восточный Казахстан — граница Республики Алтай.

Большие задачи стоят и в социальной сфере. Решение стратегических задач народонаселения во многом будет определяться качеством нашего здравоохранения, здоровьем населения. В последние годы мы добиваемся снижения материнской и младенческой смертности. Снизилась заболеваемость острыми кишечными инфекциями и вирусными гепатитами, бактериальной дифтерией, брюшным тифом. Ликвидировано одно из наиболее грозных заболеваний — полиомиелит. Вместе с тем общество справедливо ставит вопрос об улучшении доступности и качества медицинских услуг. Разрабатываем программы реформы здравоохранения и до сих пор мы не знаем, куда идут деньги. Правительству надо наконец с этим разобраться. Необходимо поднять уровень и статус органа управления здравоохранением. Надо восстановить Министерство здравоохранения. Другим важным направлением в социальной сфере должна стать работа по совершенствованию системы образования. Наша главная задача в этой области должна состоять в том, чтобы к концу десятилетия поднять конкурентоспособность казахстанской системы высшего образования относительно образовательных систем других стран СНГ, прежде всего России, а также передовых стран Центральной и Восточной Европы, Учитывая, что Казахстан будет играть все более важную роль на мировых энергетических рынках, следует наладить подготовку в вузах квалифицированных специалистов. Создание Казахско-Британского университета для подготовки кадров нефтяной отрасли и менеджеров стало необходимостью. Необходимо восстановить престиж технических профессий.

Настало время принять дополнительные меры по повышению размеров пенсий и должностных окладов работников госучреждений. В 2002 году необходимо принципиально решить вопрос социальной справедливости по группам пенсионеров. Поэтому пенсии, назначенные до 1994 года, следует повысить на 25%. Это затронет 1 млн. 215 тысяч человек. Будет повышен и размер пенсий, назначенных в период 1994— 1998 годов. Необходимо повысить должностные оклады работникам государственных учреждений — врачам, учителям и другим работникам бюджетной сферы, не начальству, а рядовому персоналу. При этом должностные оклады наиболее низкооплачиваемых категорий должны быть повышены не менее чем на 25%. Правительство должно в следующем году внедрить новую систему оплаты труда в бюджетных учреждениях, а также внести в Парламент проект закона «О гражданской службе».

Будет повышена и заработная плата государственных служащих, прежде всего — нижнего и среднего персонала. Это повышение заработной платы и пенсий коснется 2,7 миллиона наших граждан. При этом надо помнить, что в прошлом году значительно была поднята заработная плата военнослужащим и всем работникам правоохранительной системы. Таким образом, улучшение экономики сказалось положительно на всех слоях населения страны. Все большее внимание мы будем уделять сфере безопасности. Остаются неизменными наши внешнеполитические приоритеты. Вместе с тем изменение ситуации и потребности страны требуют повышенного внимания к таким направлениям, как: — ускоренное формирование региональных рынков, прежде всего евразийского и центральноазиатского экономических сообществ; — расширение сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества; — активизация дипломатических усилий по мирному решению проблем в Каспийском регионе. Складывающаяся ситуация требует повышенного внимания и к формированию эффективной системы региональной безопасности, опираясь на такие международные институты, как Договор о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества. Кроме того, мы придаем важнейшее значение СВМДА. Саммит состоится в ноябре. Необходимо наращивать усилия по строительству современных Вооруженных Сил. Для этого надо увеличить финансирование армии в 2002 г. по сравнению с текущим годом примерно на 8 млрд. тенге. Значительные средства с ростом более чем на 50% будут выделены для пограничных и внутренних войск.