Материальная культура

Среди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к оседлому населению. Одни были противниками оседлой жизни, им представлялось необходимым всю землю превратить в пастбища для скота, а все население оседлых районов – в кочевников. Ярыми сторонниками этого направления были Чингисхан, Шагатай и великий хан Гуюк.

Другая группировка знати стремилась к построению централизованного государства и поэтому всячески поддерживала население оседлых регионов. К этой группе относились Жоши, великие ханы Мунке и Угедей. На территории Улуг Улуса победила вторая тенденция, и хозяйственная жизнь после монгольского нашествия стала быстро восстанавливаться. Уже в конце XIII в., согласно источникам, возрождаются многие города и оседло-земледельческие округа. Правители Улуг Улуса способствовали восстановлению ирригационных систем Южного и Центрального Казахстана.

В 1269 г. на берегу Таласа прошел курултай кочевой знати государства шагатаидов, на котором был найден компромисс между двумя противоположными направлениями во внутренней политике. Было решено не вмешиваться в жизнь оседлого населения, не вытаптывать посевы, не грабить города и поселения, жить в горах и степях, довольствоваться фиксированными налогами. Благодаря этому оживилась городская жизнь в Мавераннахре и юго-западном Жетысу. Однако на остальной территории Жетысу в связи с климатическими изменениями земледелие постепенно уступило место полукочевому и оседлому скотоводству.
Развитие экономики.
Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату.

Мунке отменил старые ненормированные подати и налоги и установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадей у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане.

Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60% золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар. В качестве разменной монеты использовались посеребреные дирхемы и медные фельсы.

Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства шагатаидов. Главным ее проводником был правитель Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход к регулярному чекану серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету за определенную плату.

Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321г. с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название “кебеки”. Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и’внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре и в Улуг Улусе стал одинаковым.

Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались.

По приказам ханов Улуг Улуса на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.
Расцвет городской жизни в Улуг Улусе привел к развитию архитектуры и градостроительства, особый подъем которого относится к началу XIV в. После принятия ислама в качестве государственной религии в городах начали возводиться мечети, медресе, дворцы, появляется новый архитектурный стиль. Широкое распространение получает строительство монументальных культовых построек, которыми особенно богат Центральный Казахстан.
В долине реки Каракенгир расположен мазар Жоши хана, построенный в традиционном доисламском кыпчакском стиле. Недалеко от него расположен мазар Алаша хана, построенный в XIV-начале XV в. Это сооружение послужило образцом для целого ряда подобных построек – мавзолеев Кайып ата, Талмас ана, Жубан ана, Болган ана, Дузен, Ерден и др.

Однако наиболее впечатляющим на рубеже XIV-XV вв. является архитектурный комплекс, воздвинутый на могиле Кажи Ахмета Яссави по приказу Тимура. В здании более 35 залов и комнат различного назначения. Самый крупный зал – “казанлык” общей площадью 330 квадратных метров перекрыт самым большим в Казахстане и Средней Азии куполом (18,2 м в диаметре). Кроме казан-лыка во дворце были и другие крупные залы “Улкен Аксарай”, “Киши Аксарай”, “Асхана” – столовая, “Китапхана” – библиотека, “Кабырхана” – усыпальница Ахмета Яссави. Строились мечети и мавзолеи в Отраре, Сыгнаке, Дженте, Бар-чынлыкенте, других городах Казахстана.
Традиционное хозяйство.
Кочевое хозяйство не претерпело в XIII-XV вв. каких-либо изменений. В XIV-начале XV вв. начинается перемещение традиционных маршрутов кочевания, связанное климатическими изменениями. Постепенное увлажнение степей к западу от Едиля с одновременной аридизацией Центрального и Западного Казахстана вызвали значительное передвижение населения. Увеличение количества осадков в зимнее время делало трудным выпас скота на подножном корме и кочевники стали искать более сухие зимовья. Так, в XIV-XV вв. кыпчаки оставили Южную Молдову, степи к западу от Узеу, бассейны рек Угра, Пьяна и Мокша, верховья Оки. Здесь укрепляются литовские и русские князья. Одновременно усиливается приток кыпчакских племен в Мавераннахре и Жетысу. Остатки карлыкских родов Жетысу переселяются в XIII-XIV вв. в Фергану и Мавераннахр.

В одежде и в жилище кочевого населения особых изменений не происходит. Продолжают бытовать традиционные юрты и повозки-куйме. В оседлых районах Улуг Улуса распространение получает центральноазиатский тип оседлого жилища, претерпевший здесь дальнейшее изменение. Жилище было однокомнатным, строилось без фундамента из саманного кирпича. Внутри стен проходил деревянный каркас. Исходной базой для этого типа жилища служила кочевая юрта. Вдоль трех стен располагалась суфа – глинобитное возвышение, служившее универсальной мебелью, заменявшей стол и кровать. Одну из стен занимала печка, дымоходные трубы от которой проходили под суфой и обогревали дом.

Таким образом, в ХШ-начале XV вв. развитие материальной культуры кыпчак-казахских племен получило новый импульс. На базе, заложенной в это время, в дальнейшем выросла оригинальная культура казахов XV-XVIII вв.