Экономические реформы ч.3

Экономические реформы в Казахстане на современном этапе

Продолжение первой части и второй части.

Тем не менее, в 1992—1994 гг. экономическое положение Казахстана по-прежнему можно было охарактеризовать термином — кризис (см. таблицу).

Показатели 1992 г. 1993 г. 1994 г.
к 1991 г. в % к 1992 г. в % к 1993 г. в %
Валовой внутренний продукт 88 87,5 74,6
Объем промышленной продукции 85,2 85 71,5
Объем производства потребительских товаров 79 85 66,8

Главным для ускорения экономических реформ, безусловно, оставалось формирование законодательной базы рыночной экономики. В июне 1997 года Президентом был издан Указ «О государственной поддержке малого предпринимательства». Закон регулирует государственную поддержку малого предпринимательства по следующим направлениям:

  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
  • установление упрощенного порядка государственной регистра субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
  • установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства;
    создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малою предпринимательства;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
  • принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;
  • предоставление преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг.

В 1997 году в послании Н. Назарбаева к народу была обнародована стратегическая программа развития страны «Казахстан — 2030».

Важнейший момент, из которого исходит стратегия, состоит в том, что ядро мировой экономики будет постепенно перемещаться в Азию, на Юго-Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион и Казахстан окажется в центре равновесия экономических сил.

Утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:

  • национальная безопасность;
  • внутриполитическая стабильность и консолидация общества;
  • экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;
  • здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана;
  • развитие энергетических ресурсов;
  • развитие инфраструктуры (особенно транспорта и связи);
  • профессиональное государство.

В составе главных стратегических приоритетов определены и более локальные задачи, предусмотренные к реализации и составляющие своеобразную программу действий, как для всех ветвей власти, так и для населения. В частности, в стратегию экономического роста и развития экономики включены такие задачи, как:

-ограничение вмешательства государства в экономику, стабилизация макроэкономики;
-укрепление институтов частной собственности, завершение приватизации;
-открытая и свободная торговля, обеспечение защиты иностранных инвестиций;
-формирование индустриальной технологической стратегии, диверсификация производства и т.д.

Попыткой решить экономические проблемы стало решение легализовать теневые капиталы. В апреле 2001 года был принят Закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег». В мае 2001 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ о легализации «теневых» капиталов с июня 2001 года. В течение 20 дней любой гражданин страны мог беспрепятственно легализовать свои ранее не задекларированные доходы независимо от того, находятся ли они сейчас в Казахстане или за его пределами, не опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов. Для этого были задействованы 16 коммерческих банков республики. Такого рода акция проводилась впервые в СНГ.

По расчетам Министерства финансов, внутри страны в подпольном хранении имелось 500 млн долл., по данным Национального банка — 300 млн. Уникальность казахстанской акции заключается и в том, что возвращаемые в страну деньги не облагались налогом.
Для создания необходимых условий вовлечения легализованных средств в экономику правительство своими решениями отменило однопроцентную ставку таможенной пошлины на ввоз наличной иностранной валюты, а также установило на трехмесячный срок нулевую ставку сборов за лицензирование, регистрацию юридических лиц и прав на недвижимое имущество.

Тогда была проведена акция по уничтожению всех деклараций о доходах, а также всех сведений о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по 2000 годы.

По официальным данным, за период с 14 июня по 13 июля 2001 года в экономику страны было возвращено около 480,2 млн. долл. Из почти 500 млн. долл. легализованных доходов лишь 50,5 млн. долл. (или немногим более 10%) пришли из-за рубежа.

Решающим фактором подъема производства и повышение его конкурентоспособности является научно- технический прогресс, проблемы которого в стране обострены в связи сложившейся глубокой технической отсталостью казахстанских предприятий.

Результаты экономической политики за годы независимости характеризуются следующими данными.
С 1991 по 2000 гг. число промышленных предприятий сократилось с почти 20 тыс. до почти 14,5 тыс. В 2000 г. к 1990 г., в Казахстане снизилось производство по всем основным видам продукции, кроме добычи нефти, а именно: железной руды на 83%, угля на 55%, электроэнергии на 59%, стали на 69%, минеральных удобрений на 11%, тракторов на 95%, цемента на 13%, тканей на 94% и т.д.
По данным официальной статистики, в 2000 году в Казахстане было добыто 35 миллионов тонн нефти и газового конденсата. Нефтяной экспорт только из Мангистауской области составил 1,1 миллиарда долларов.

Доля сельского хозяйства в экономике упала с 34% в 1990 г. до 10% в 1999 г. Посевные площади сельскохозяйственных культур сократились почти в три раза. Численность крупного рогатого скота сократилась с 1990 по 2000 гг. с 9,8 млн. голов до 4,1 млн. овец — с 36,2 до 9,8 млн. свиней — с 3,2 до 1 млн. лошадей — с 1,6 до 0,9 млн. птицы — с 59,3 млн. до 18,8 млн.

За годы независимости Казахстан привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций (главным образом из — США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). В 2000 году в стране работало 1 500 зарубежных компаний.
По официальным данным, на 2000 г. внешний долг Казахстана составлял 7 млрд 893 млн. долл. или половину (49,9%) ВВП страны. Из него «государственный и гарантированный государством» — 4 млрд. В пересчете на каждого казахстанца — 527 долларов.