ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Н. МАСАНОВ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (1992-2002)
Европарламент, Брюссель, 10 декабря 2002 г.
Распад СССР, который привел к возникновению 15 новоявленных суверенных государств на постсоветском пространстве, положил начало независимости Казахстана. В наследство от СССР Казахстан получил советско-партийную систему власти, отличительной чертой которой всегда являлась высокая степень монополизации власти партийно-хозяйственной номенклатурой.

Вследствие этого Казахстан, как и абсолютное большинство постсоветских республик, пошел по пути этатизма и строительства унитарного президентского государства. После распада СССР первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев автоматически стал Президентом Республики Казахстан, а аппарат ЦК КПК стал президентской администрацией. И если прежде московские партийные структуры хоть как-то контролировали казахстанских партай-геноссе, то после распада СССР контролировать их стало некому.

Как показали последующие события, ни сам народ, ни его представители оказались абсолютно не готовы к тому, чтобы осуществлять контроль за деятельностью Президента, его администрации и Кабинета Министров. Вследствие этого Президент Республики Казахстан, получивший совершенно неограниченную власть, по объему своих реальных полномочий намного превзошел первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, обладавшего огромной властью.

Первый опыт монополизации власти был успешно наработан в рамках партийно-советских структур на имитации деятельности в защиту суверенитета Казахстана в Верховном Совете СССР в период с 1989 по 1991 гг. Тогда Н. Назарбаев, О. Сулейменов и другие делегированные Компартией Казахстана партийцы яростно защищали М. Горбачева и СССР.

На проведенном в апреле месяце 3991 г. первом в бывшем СССР референдуме — “за сохранение СССР” проголосовало 85% казахстанцев. Ни о каком подлинном суверенитете никто из нынешней политической элиты Казахстана тогда и не помышлял. Особенно ярко это проявилось в августе 1991 г., когда была предпринята попытка со стороны ГКЧП совершить государственный переворот. Даже когда в маленькой Туркмении нашлось пятеро смельчаков, вышедших на площадь с протестом против действий ГКЧП, а кыргызский Президент Аскар Акаев публично поддержал Бориса Ельцина, вся казахстанская политическая элита трусливо отмалчивалась до тех пор, пока Б.Н. Ельцин и поддержавшие его россияне, и прежде всего москвичи, не разрушили СССР и не обеспечили не на словах, а на деле реальный суверенитет как Казахстану, так и всем другим советским республикам.
В процессе национально-государственного строительства в Казахстане, была создана суперпрезидентская унитарная республика с явным перевесом полномочий власти в ущерб представительному органу власти — Парламенту. В течение всего этого времени в Казахстане предпринимались различные политические и тактические приемы по укреплению института президентской власти под лозунгом создания “сильной исполнительской вертикали” и “достижения реального суверенитета”. Уже в апреле 1992 г. президент Н. Назарбаев выступил со “Стратегией политического и экономического развития страны до 2005 г.”, ясно дав понять народу Казахстана, что концепция политического развития уже заранее предопределена и страна пойдет по пути создания президентского государства.

Главная ставка при этом была сделана на этнократическую политику, молчаливое выталкивание русских, немцев и других народов из Казахстана и всяческое стимулирование эмиграции неказахов. В этой связи государством устами самого Президента Нурсултана Назарбаева была провозглашена идеология этнократии — “Казахстан является государством самоопределившейся казахской нации”.

Принятая в январе 1993 г. первая Конституция независимого Казахстана предоставила значительные полномочия президенту страны. А в своей преамбуле конституировала тезис Н. Назарбаева о том, что Казахстан — это государство самоопределившейся казахской нации. Тем не менее Конституция носила политически достаточно компромиссный характер, когда облеченный большой властью Президент “уравновешивался” более или менее полномочным представительным органом власти — Парламентом.

По такой порядок вещей не устраивал Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. После того, как Б.Н. Ельцин танками и армией разогнал Верховный Совет в России в октябре 1993 г. был дан всеобщий на постсоветском “пропрезидентском пространстве” сигнал к расправе над парламентской “вольницей”. В декабре того же года по указке из президентской администрации был искусственно инициирован “самороспуск” казахстанского Верховного Совета. В дополнение к своему “самороспуску” Верховный Совет “даровал” Президенту Н. Назарбаеву дополнительные сверхконституционные полномочия.

В марте 1994 г. были проведены первые выборы в Парламент Республики Казахстан. Выборы были тотально фальсифицированы, сопровождались серьезными нарушениями и в итоге менее чем через год привели к уже очередному роспуску Парламента в марте 1995 г. по иску Татьяны Квятковской в Конституционный суд Республики Казахстан.Вскоре после этого и сам Конституционный суд был также распущен и упразднен.

Воспользовавшись отсутствием Парламента (с марта по декабрь 1995 г.) Президент с подачи созданного им неконституционного и неправового органа “Ассамблеи народов Казахстана” инициировал проведение двух общегосударственных референдумов. На первом из них 29 апреля 1995 г. вопреки действующей на тот период времени Конституции был поставлен вопрос о продлении полномочий Президента Нурсултана Назарбаева до 2000 г. На втором референдуме 30 августа того же года была принята новая уже вторая по счету Конституция Республики Казахстан.

Можно констатировать, что в период межпарламентского вакуума с марта по декабрь 1995 г. фактически произошел государственный переворот, вся власть была монополизирована институтом президентской власти и лично Президентом, а сам Парламент как институт реализации интересов и воли народа с этого времени фактически перестал существовать. Не случайно, что именно на тот период времени приходится наибольшее законотворчество в недолгой истории суверенного Казахстана в виде принятия многочисленных и основополагающих указов Президента, “указов Президента, имеющих силу закона” или “силу конституционного закона”.

Принятая 30 августа вторая Конституция Республики Казахстан — это конституция суперпрезидентского авторитарного государства, согласно которой Парламент лишен права назначать Кабинет Министров, права законодательной инициативы и права конституционной реформы. Парламент может быть распущен в случае двукратного неутверждения предложенной президентом фигуры премьер-министра.

В настоящее время, согласно Конституции РК, Президент Республики Казахстан является главой-государства, высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, символом и гарантом народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент в Казахстане обеспечивает согласованное функционирование .всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Он назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и принимает решение о проведении республиканских референдумов. Он подписывает представленные Сенатом законы, обнародует их либо возвращает для повторного обсуждения.

Президент определяет структуру Правительства, назначает премьер-министра, часть сенаторов, судей, Генерального прокурора, председателей Национального банка, Комитета Национальной безопасности, Счетного комитета Он поручает Правительству внесение законопроектов в Парламент, отменяет либо приостанавливает действие актов Правительства, утверждает Государственные программы, единую систему финансирования. Он является Верховным Главнокомандующим и может ввести чрезвычайное или военное положение, провести мобилизацию населения. При всем при этом Президент издает указы и распоряжения, может издавать законы и указы, имеющие силу законов. И в дополнение ко всему этому его честь и достоинство неприкосновенны, и он не может быть привлечен к судебной ответственности (подробнее см.: Конституцию Республики Казахстан).

Один из “отцов-основателей” Соединенных Штатов, один из главных разработчиков американской Конституции и четвертый президент США Джеймс Мэдисон писал в свое время: “Концентрацию всей власти — законодательной, исполнительной и юридической — в одних руках можно с полным правом считать определением тирании”.
Таким образом, основными этапами на пути постепенного “собирания” Президентом властных полномочий стали неконституционный роспуск Верховного Совета республики в 1993 г. и временная передача тогда же дополнительных полномочий Президенту, фальсификация парламентских выборов в марте 1994 г., еще один роспуск Парламента в 1995 г., неконституционное продление президентских полномочий Н. Назарбаева до 2000 г. на референдуме 29 апреля 1995 г., принятие двух Конституций в 1993 и 1995 гг., ликвидация Конституционного суда и системы сдержек и противовесов, лишение Парламента контрольных функций и реальных рычагов воздействия па политику органов исполнительной власти.
Иначе говоря, вся история национально-государственного строительства суверенного Казахстана — это есть прежде всего история становления и развития института президентской власти. Все акции предпринимались лишь с одной целью — с целью укрепления института президентской власти и расширения его полномочий. В итоге Казахстан получил президента, наделенного суперполномочиями. Это есть история постепенного дезавуирования других ветвей власти, концентрации всей полноты власти президентом и поглощения данным институтом функций и полномочий большинства других органов rocyдарственной власти в стране.
Без политических дебатов, публичных дискуссий и всенародного обсуждения обе палаты казахстанского Парламента в октябре 1998 г. внесли ряд поправок в Основной Закон страны, согласно которым
произошло еще большее укрепление полномочий ныне действующего Президента. Принятые поправки, в частности, позволили продлить срок полномочий президента до 7 лет (вместо 5 лет по ранее действовавшей норме); снять верхний предел возрастного ценза для кандидатов в президенты (ранее составлявший 65 лет); сделать возможным избрание президента практически любым числом избирателей, поскольку, была отменена необходимость участия в голосовании не менее пятидесяти процентов избирателей, при этом Парламент не установил никакой другой нижней границы для признания выборов состоявшимися; закрепить за президентом право устанавливать правила и порядок назначения или “выборов1′ акимов (глав областной, районной, городской и местной администрации), т.е. но собственному усмотрению определять, будут ли акимы назначаться или выбираться в том или ином регионе.
В январе 1999 г. с большими нарушениями, согласно заключению ОБСЕ, в Казахстане были проведены президентские выборы, к которым не был допущен бывший Премьер-министр, один из лидеров казахстанской демократической оппозиции Л. Кажегельдин. Прошедшие в октябре того же года парламентские выборы засвидетельствовали, согласно заключению Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) при ОБСЕ, “многочисленные случаи нарушения казахстанского избирательного законодательства”. Фактически власти полностью проигнорировали право казахстанского народа выбирать и быть избранным. Институт свободного волеизъявления в Казахстане фактически был упразднен ныне действующей президентской властью.

22 июня 2000 г. подконтрольным Президенту Парламентом был принят “закон о первом президенте”, который предоставил Нурсултану Назарбаеву еще большие полномочия и фактически даровал ему пожизненное право управления страной.
Таким образом, принятые контролируемым Президентом Парламентом в октябре 1998 г. поправки и дополнения к Конституции Республики Казахстан и принятый в июне 2000 г. закон о первом президенте предоставили Президенту Нурсултану Назарбаеву еще большие полномочия и фактически предоставили ему право до конца жизни управлять страной.
В настоящее время с полным основанием можно говорить о том, что в стране в этих условиях нет никаких законодательных, юридических или институциональных ограничений для всевластия института президентской власти, а сам Президент неподсуден, неподконтролен и не подлежит критике ни со стороны отдельных граждан, ни средств массовой информации, ни политических партий.

В итоге в Казахстане сложилась уникальная государственно- политическая система, когда нет честных и справедливых выборов, равновесия ветвей власти, независимого суда, сменяемости лиц, находящихся у власти. Вследствие этого в стране не учитываются разные мнения и интересы, отсутствует механизм свободного волеизъявления народа, независимый суд и свобода слова, только благодаря которым люди могут отстаивать свои социально-экономические и политические интересы.
В настоящее время с полным основанием можно говорить о том, что Парламент, также как и Кабинет Министров, превратился в один из отделов президентской администрации. Президент полностью контролирует Правительство, его деятельность и кадровый состав. Через избирательные комиссии и систему выборов он сохраняет за собой контроль и за представительными органами власти. Свобода слова в стране после закрытия десятков теле- радиокомпаний и газет фактически упразднена, а сам президент неподсуден и не подлежит критике со стороны средств массовой информации.

Вследствие этого в Казахстане нет ни разделения, ни равновесия ветвей власти. Есть президент, которому принадлежит вся полнота власти и который, как гласит одна из статей Конституции, не несет никакой ответственности за свои действия за все время пребывания у власти. Президент может практически в любое время распустить Парламент и Кабинет министров, но никто не может отправить в отставку безответственного президента.
Таким образом, в Казахстане на протяжении последних лет сформировался авторитарный режим с абсолютной концентрацией власти в руках Президента Нурсултана Назарбаева. Чудовищная концентрация власти в руках института президентской власти и лично Нурсултана Назарбаева находится в полном противоречии со всеми общепринятыми демократическими принципами и, международными стандартами.