Присоединение к России ч.5

Продолжение Присоединение к России
первая часть
вторая часть
третья часть
четвертая часть

Абулхаир
Абулхаир

Абулхаир, выбранный ханом в двадцатипятилетнем возрасте, в 1718 году, был личностью исключительной, поскольку казахи старались не выбирать ханами лиц моложе 50 лет. Бытовала поговорка: «Елуге толмай бiргiлiк толмайды, акыл бойды билемейды ауескойлык тынбайды», что, если перевести образно, означает: «До 50 лет человек ещё не полностью обладает знанием и опытом жизни, не подчиняет себя целиком рассудку и не в полной мере управляет эмоциями и страстями».

Избрание Абулхаира ханом поддержал Айтеке би, авторитет которого как верховного судьи Младшего жуза, всегда оставался незыблемым при его жизни. Абулхаир хорошо знал казахские традиции: учение «Билiк» об общественном праве и морали, высший пик влияния которого в казахском обществе пришёлся на время правления хана Тауке с 1680 по 1718 годы; учение «Торелiк» о суде власти, которое ханы у казахов знали в первую очередь, будучи торе. Торе был верховным арбитром власти, который вершит «торелiк» — суд от имени государства. Решения хана воспринимались как решения государственного суда, суда власти. Но они имели силу до тех пор, пока не вступали в противоречия с судом биев. В тех случаях, когда появлялись такие разногласия, окончательный вердикт принимал суд верховных биев. Решения трёх верховных биев казахских жузов подлежали немедленному и неукоснительному исполнению. Ни один из ханов, султанов, ру-аксакалов не мог уклониться от их исполнения. Абулхаир знал также учение Чингисхана о военном деле «Жасак», посвященное военной тактике и стратегии.


В 1730-1731 годах Абулхаир много встречался с влиятельными в народе людьми, обсуждая вопрос присоединения к России. При встрече с ру-аксакалами Абулхаир не скрывал обиды, с которой он покинул объединённое ополчение казахов после Аныракайской победы в 1730 году. Он переживал по поводу детской беспечности народа. Массовая эйфория, которая охватила казахов после победы, вызывала у него горькое сожаление. Своим близким соратникам — батыру Джанибеку из Среднего жуза и батыру Есету из Младшего жуза он говорил: «Раненный матёрый волк уполз в своё логово. Там он отлежится, залижет раны, наберётся сил и обязательно вернётся обратно. Но вернётся он другим, поскольку горький опыт поражения заставит его быть более изобретательным, он учтёт все слабости казахов. А сегодня они налицо.

Объединённое ополчение снова распалось по родоплеменным признакам. Со мной остались только ополчения Младшего и одно из ополчений Среднего жуза. Как собрать снова объединённое войско? Кому это по силам?» С такими размышлениями откочевал Абулхаир на территорию Младшего жуза с прежнего места, на границе территорий Старшего и Среднего жузов. С ним откочевал и верный соратник, легендарный батыр Джанибек Кошкарулы из аргынского рода Шакшак.

Здесь определенную роль сыграло, наверное, то что хотя и Абулхаир, и Джанибек не кичились своими заслугами, а подчеркивали роль объедененного войска казахов, заслуги Младшего жуза, которое следовало помнить, были забыты. Но болезненнее всего Абулхаир относился к самораспаду объединённого казахского ополчения, которое он мечтал преобразовать в регулярное войско. Он предвидел новые нашествия джунгар, предвидел, что враг будет силён в своей сплочённости. Потому хан Абулхаир рвался к всеказахскому ханству. Но поскольку он не достиг своей цели, он решил обратиться за помощью к могучему соседу и повести за собой согласных с его : планами соотечественников.

У казахов в то время не было приязни к жёстко дисциплинирующей и ограничивающей роли государства. Они предпочитали большую свободу в обществе при огромной роли сильных личностей во главе родовых общин. Государственную власть в лице ханской власти они уважали только в периоды оборонительных войн. В мирное время хан был почитаем, но не было жёсткой субординации, характерной для правителей России или Китая. Поведение внутри структуры казахского общества для русских или китайских государственников показалось бы анархией или бунтарством. Потому появление столь сильной и авторитарной личности, как Абулхаир, казалось опасным. Его не хотели видеть всеказахским ханом. Тем более что Абулхаир был готов добиваться единства народа силой, помня завет Чингисхана: «Ак найзанын, ушымен, ак бiлектiн кушiмен, ел болуды ойландар» — «Праведно используя силу, праведно применяя острие копья, добивайтесь единства народа». Но у Абулхаира всё-таки не хватало реальной силы для воплощения этого изречения в жизнь.

Если Тауке-хан мог содержать восьмидесятитысячное войско толенгитов (которых сейчас бы назвали «контрактниками») и добиться сравнительно мирной жизни для казахов, когда оборонительные войны длились недолго и заканчивались изгнанием агрессоров, то ко времени Абулхаира армия толенгитов распалась на несколько родовых общин, содержавших самих себя мирным трудом. Не видевшие в них надобности недальновидные лидеры общин отказывались поддерживать и содержать регулярное войско.

Не найдя внутренней силы, способной обеспечить единство внутри всего Казахского ханства, Абулхаир обратил взор на Россию в поисках внешней силы. Перед Абулхаиром был пример башкир и татар, не делившихся на родовые общины и племена. Они явственно ощущали свою национальную принадлежность.

Сравнивая между собой внутриполитические ситуации в Российской империи, с одной стороны, и в Поднебесной империи, с другой стороны, Абулхаир хан пришёл к выводу, что в России не было попыток ассимиляции народов, входящих в состав страны, тогда как в Китае эта тенденция прослеживалась явно. Это вызывало симпатию и доверие к России. В России также уважалась аристократия не только русского происхождения, но и другого этнического происхождения, без расовых или религиозных различий. Установка Петра Великого на деловые качества человека и доверие к людям разных национальностей, преданных делу страны, продолжала действовать в течение как минимум нескольких десятилетий после его смерти. Во всяком случае, несмотря на явный спад реформ во времена Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, всё-таки эта тенденция сохранялась. Многие чингизиды, к которым принадлежал хан Абулхаир, почитавшиеся казахами как «белая кость», стали к тому времени русскими дворянами. Нарышкины, Юсуповы, Касимовы, Аксаковы, Тохтамышевы, Тургеневы и многие другие имели золото-ордынские корни.

Сам Абулхаир, однако, ценил талант и деловые качества в среде казахов, независимо от того, «белой» или «чёрной» кости был человек. Этим были недовольны его ближайшие родственники-чингизиды. Как писалось выше, главными его оппозиционерами были собственные зятья — султаны Барак и Батыр. Они оказывали противодействие многим начинаниям Абулхаира, в том числе и его стремлению при-, соединиться к России. Благодаря их влиянию был избран всеказахским ханом султан Абулмамбет. По мнению Абулхаира, именно гордыня многих казахских ханов и султанов оказывалась серьёзной преградой на пути к единству нации. Некритическое отношение к собственным персонам и чрезмерные амбиции грозили серьёзными последствиями в минуты опасности для Отечества.

Опасения Абулхаира по поводу новых джунгарских нашествий полностью подтвердились. В конце тридцатых — начале сороковых гоов XVIII века джунгары предприняли ряд новых попыток оккупации казахской территории. Войско джунгар численностью в трид-цать-сорок тысяч всадников захватило значительную часть территории Старшего жуза. В 1740 году джунгарское войско такой же численностью вторглось на территорию Среднего жуза. При этом джунгары учли, что объединённое казахское ополчение распалось на десятки частей, в которых число воинов уже не превышало четырёх-пяти тысяч джигитов. Кочевья казахов были расположены далеко друг от друга. Территория каждого рода-общины была настолько обширной, что враг мог незаметно пересечь границу. Каждое родовое ополчение стремилось пребывать на территории своего рода-общины и далеко не удаляться, чтобы успеть защитить сородичей и имущество от неожиданного нападения.

Территориальный фактор, в плане войны, играл огромную роль для казахов, как положительную, так и отрицательную. С одной стороны, огромная территория предоставляла возможность для отступления, передышки и накопления новых сил. С другой, она служила препятствием для быстрой концентрации сил. Джунгары искусно использовали этот негативный момент в свою пользу. Они выбрали тактику отсечения казахских родовых ополчений друг от друга и планомерного их истребления при продвижении с востока на запад. Действуя таким образом, джунгары в 1741-42 годах разбили четыре казахских родовых ополчения. В одном из сражений они захватили в плен раненого султана Абылая, который был отпущен в 1743 году джунгарами по ходатайству российского посла майора Миллера. За полгода до этого разрозненные казахские ополчения сконцентрировались вблизи крепости Оренбург и расположились лагерем вокруг него. Джунгары не осмелились напасть на этот лагерь, поскольку в Оренбурге находился российский гарнизон, имевший на вооружении десяток пушек и сотни ружей. Воспользовавшись возможностью собрать силы воедино, в крепости состоялся военный совет тридцати одного ру-аксакала из Среднего и Младшего жузов. Вёл совет хан Абулмамбет. По традиции первыми выступили верховные бии: Среднего жуза — Казыбек, Младшего жуза — Аксуат, признанный в этом качестве после смерти Айтеке би в 1729 году. Совет единогласно решил создать Северное ополчение казахов, состоящее из 31 ру.

По рекомендации двух верховных биев и с одобрения хана Абулмамбета командующим ополчения был назначен один из жуз-аксакалов (старейшин всего Среднего жуза), Джанибек Кошкарулы из рода Шакшак. Распределили других командующих. Правым крылом ополчения предводительствовал аксакал племени Найман Конакай батыр Жанкисиулы. Центром командовал аксакал племени Аргын Карабалуан Алдиярулы. Левым крылом аксакал племени Кипчак Толе батыр Ырысымбетулы. Эти три полководца были первыми среди 56 аксакалов, в августе 1738 года подписавших присягу о присоединении к России. Кроме того, все они были связаны родственными узами с Верховным бием Старшего жуза Толе би. Конакай батыр Жанкисиулы и Толе батыр Ырысымбетулы были его родными племянниками по материнской линии, а Карабалуан Алдиярулы был женат на племяннице Толе би.
Джанибек батыр был крупным стратегом своего времени. Он был сторонником согласованных действий, его готовность действовать сообща и приводила к крупным военным успехам. Прежде чем развивать наступление на джунгар, Джанибек согласовал свои действия с командующими Центрального и Южного фронтов. Он послал связного к руководителю объединённых ополчений Среднего и Младшего жузов ру-аксакалу рода Канжыгалы Богенбай батыру. Ставил в известность о своих действиях Бокенбай батыра из Младшего жуза, командующего левым крылом войск Богенбай батыра (Бокенбай годился Богенбаю в сыновья). Баян батыра аксакала племени Уак, командующего центром войска под командованием Богенбай батыра, Олжабай батыра аксакала племени Кипчак, руководившего правым крылом войск Богенбая. Почти одновременно оба ополчения атаковали с двух сторон джунгарское войско. Наступление было настолько стремительным и успешным, что через несколько недель частям под командованием Джанибек батыра удалось освободить от захватчиков почти весь северный регион казахской территории, а войском Богенбай батыра — почти весь центральный регион.

Ожесточённые битвы шли на землях Старшего жуза. Родовые ополчения батыров Хангельды, Кулана, Толека, Саршуаша, Бердикожы, Косая, Болата, Толебая, Есимхана, Матая, Каратая, Шинека, Рысбека, Са-мена. Алшынбая, Болека, Кулашбека, Мамбета, Сенкибая и Шойбека окружали отряды противника и уничтожали их (К. Аманжолов, А. Тасбулатов. «Кдзакстаннын, эскери тарихы»). Тумены полководцев Кабан-бая, Наурызбая. Койгельды и Райымбека стремительно преследовали главные силы отступающего джунгарского войска вплоть до границы. В результате бесславного отступления джунгары запросили у казахов мир. Таким образом, с присоединением к России, укрепились позиции казахов в борьбе с джунгарами. С 1740 года, оправившись после поражения, джунгары периодически продолжали нападать на казахов. Но казахи, даже отступая иногда к Оренбургской крепости, находили там надёжное убежище, куда джунгары уже не смели нападать. Пользуясь замешательством джунгар, казахи могли перейти в контрнаступление после собственной передышки. Джунгары не могли добиться своей цели: пробиться к западным границам казахского ханства с севера и юга, оцепить в кольцо окружения казахов, а затем планомерно истребить их. В помощь пожилому уже тогда батыру Богенбаю, Абулхаир отправил ополчение под командованием Бокенбая, к воинам Старшего жуза Абулхаир отправил на помощь батыра Есета. Сообщив Толе би подробности о положении дел на северном и центральном фронтах войны, Есет батыр способствовал началу быстрого наступления казахов на южном фронте. Самоотверженная борьба казахов, а также присоединение к России сыграли свою роль в освобождении казахских степей от стай хищников.

Хотелось бы вновь обратить внимание тех, кто считает Абулхаира предателем, за спиной у всего народа договорившимся о присоединении к России, что ни один казахский хан не мог единолично принимать такие серьёзные решения. Для принятия этого решения ему необходимо было заручиться поддержкой всех трёх верховных биев жузов, а также одобрением большого числа ру-аксакалов. Мнение верховных биев влияло на ру-аксакалов, которые принимали окончательное решение. Если бы с Абулхаиром не были согласны эти лидеры, то народ откочевал бы в одну ночь от Абулхаира, оставив его «ханом собственной юрты».
Но мы видим и глубину противоречий в обществе на примере жизни самого хана Абулхаира. Он погиб в возрасте 55 лет по вине своего же зятя, султана Барака. Летом 1748 года Абулхаир возвращался из Оренбурга в свою ставку. По дороге он попал в засаду, устроенную Бараком. Абулхаир не ждал этого нападения и был тут же убит. Позже состоялся суд биев Среднего жуза, поскольку Барак был султаном этого жуза. Суд постановил изгнать преступного султана за пределы территории Среднего жуза. Он лишился своего звания султана и стал обычным батыром. В соответствии с решением суда биев Барак немедленно откочевал в Старший жуз. В Младшем жузе, где Абулхаир был ханом , его ожидала бы неминуемая смерть. Прибыв на землю Старшего жуза, Барак тщетно искал встречи с Толе би. Великий старец не пожелал его видеть. Толе би сказал, что «нутро Барака гнилое», «от него несет псиной». Толе би признавал, что Барак был талантливым воином, совершившим немало подвигов, но гордыни его он остерегался. В 1752 году Барак нашёл свою смерть вблизи Ташкента. По народным преданьям, он скончался от отравы, добавленной в пищу. Вряд ли это была месть за Абулхаира. Видимо, кому-то перешёл дорогу неуёмный батыр Барак.

Следуя казахской традиции, проследим путь прямых потомков Абулхаира. Многие из них достигли больших успехов на разных поприщах. Среди них было много военнослужащих: генералов и полковников царской армии. Количество высокопоставленных офицеров среди потомков хана Абулхаира в дореволюционное время превышало число всех казахских генералов и полковников в советское время! Потомки хана Абулхаира имели самые разные, порой противоположные политические взгляды и убеждения.

Например, Сейдали султан был сподвижником Емельяна Пугачёва. Сейчас его именем названа одна из улиц в городе Уральске. Внук Сейдали султана, Альмухамед Сейдалин, высокообразованный человек, был членом Русского географического общества, как и Чокан Валиханов; статским советником, генералом. Правнуки Сейдали, Жиханшах и Зудхарнай Сейдалины, были политическими противниками, сохраняя родственные отношения. Духовный аристократ Жиханшах Сейдалин был одним из основателей движения «Алаш» и по взглядам был близок к эсерам-меньшевикам. Он являлся одним из учредителей журнала «Айкап». Его родной брат, Зулхарнай, придерживался большевистских убеждений ещё до установления Советской власти в Казахстане.
К чести прямых потомков султана Барака, зятя Абулхаира, необходимо отметить, что они смыли с себя пятно позора, которое легло тенью на убившего тестя Барака. Великий казахский учёный, демократ Алихан Букейханов. был лидером партии «Алаш-Орда». Он тоже был близок по взглядам к российским социал-демократам-меньшевикам. Алихан Букейханов, как и многие лидеры партии «Алаш-Орда», был настоящим правозащитником, гуманистом, являлся гордостью нации. В конце 1918 года «Алаш-Орда» перешла на сторону Советской власти, не видя иного пути. Для партии основной задачей было решение многочисленных проблем казахов, накопившихся за века самодержавного правления. Необходимо было пересмотреть устаревшие к тому времени отношения и встать на путь демократизации общества. Алаш-ордынцы, которых несправедливо назвали (скорее обозвали, приклеили ярлык) «буржуазными националистами», на самом деле с глубоким уважением относились к русской культуре, пропагандировали ее, таковыми были: Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Каратаев. Алихан Букейханов и другие. Многие участники движения «Алаш-Орда» были прямыми потомками ру-аксакалов, подписавших документ о присоединении к России.

Деятели «Алаш-Орды» были лучшими представителями времени: их широкое образование, самостоятельное мышление, критическое отношение ко всему происходящему и аристократичные манеры мешали созданию образа «угнетённого казаха», которого вытащила на свет из пещеры Советская власть. Несмотря на заслуги перед Советской властью (а некоторые деятели «Алаш-Орды» занимали после Октябрьской революции высокие посты в первом Советском правительстве), почти все алашордынцы были репрессированы и уничтожены в период с 1929 по 1938 годы.

Заключение
Как мы видим, несмотря на повторяемость событий в истории. в каждый её период существует уникальность ситуаций, когда принятое единственно верное решение кажется непонятным и абсурдным с точки зрения другой эпохи.
Абулхаир решил вопрос о присоединении легитимно, путём переговоров, сумев убедить народ. Выдающийся полководец, Абулхаир был «хитрой лисой», талантливым дипломатом.

Он ухватил суть «витающей в воздухе идеи», которую многие не смели высказать вслух. Одним из первых о ней говорил Толе би. Абулхаир же первым стал претворять эту идею в жизнь, расширяя круг сподвижников. Современниками Абулхаира были такие люди, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Аксуат би, аксакал Старшего жуза Аралбай, аксакал Среднего жуза Джанибек, аксакал Младшего жуза Кара батыр.

Прежде всего, именно им он обязан тем, что получил поддержку начатому делу со стороны ру-аксакалов. Абул-хаиру повезло и в том, что с российской стороны участвовали умные дальновидные политики, такие какТевкелев, Бутурлин, Кириллов. В советской историографии принято было обливать грязью и рисовать самыми чёрными красками деятельность Анны Иоанновны.

Тогда возникает вопрос: «Был ли за время существования Советского Союза хоть раз случай добровольного присоединения огромной богатой территории, подобной Казахскому ханству?» Говоря, что люди одинаковы в разные времена, мы судим несколько поверхностно. Цивилизация не всегда ведёт к улучшению морали и нравов. И в каждую эпоху существует свой стиль поведения политиков и простого люда.

Ахмет Байтурсынов неоднократно подчёркивал, что до присоединения к России и победы над джунгарами казахи в своей многовековой истории не знали, что такое мир.

Свою публикацию в первом номере журнала «Айкап» Мухамеджан Сералин тоже завершил словами, что ру-аксакалы, подписавшие документ о присоединении к России, заботились о том, чтобы их потомки в мирных условиях занимались созидательным трудом. Присоединяясь к России, они мечтали о мире и получили его. Россия не привлекала казахов к обязательной воинской службе (воинской повинности), но добровольная военная карьера приветствовалась.

Обещание было нарушено в 1916 году, что вызвалоТсазахское восстание. К тому времени царское правительство окончательно подорвало доверие к себе. Вели и раньше бывали проявления недовольства и восстания казахов, то они никогда не подавлялись так жестоко: расстрелом мирного населения из пулемётов. Это преступление Николая II и его правительства породило в казахском обществе ненависть к царской власти. Часть общества решительно выступала за суверенитет.

К огромному сожалению, основной причиной всех исторических драм, войн, конфликтов, обид является нежелание одной нации понимать другую, небрежное отношение к культуре малых народов и высокомерие к их образу жизни. Противостояние Восток-Запад часто оказывалось и оказывается сильнее идущего с древних времён интереса и тяготения этих противоположностей друг к другу. В годы после Второй мировой войны, когда Япония ещё не вышла на лидирующие позиции в мировой экономике, европейцы и американцы говорили: «Японцы дикие, потому что едят палочками». Высокомерие к Китаю обернулось для недальновидных людей шоком от неожиданных, ошеломительных побед в различных сферах деятельности этой страны.

К сожалению, в советских учебниках можно было найти много противоречивых и несуразных сведений о казахской истории. Очернялись казахские ханы, бии, ру-аксакалы. Правду о добровольном присоединении казахов к России не хотят знать и слушать некоторые и казахские, и российские историки и по сей день. Так, например, в одном из Российских престижных ВУЗов преподаватель истории спросил студента: «Ну и что Вы считаете, правильно ли, что Россия завоевала казахов?», что вызвало сперва изумление, а потом незамедлительный протест студентов из Казахстана. Великолепно ориентируясь в истории самой России, он запутался в истории российско-казахских отношений. Так же странно слышать эмоциональные, но не обоснованные крики радикально настроенных националистов, о том, что наши предки ошиблись. Если бы и та, и другая сторона прочла статью Мухамеджана Сералина, то они бы задумались над тем. почему 56 видных ру-аксакалов. рассудительных и уважаемых людей, в здравом уме и твердой памяти подписали документ о присоединении к России.

Казахи любят и уважают Льва Гумилёва не только за созданную им книгу «Древние тюрки», но и за развитие идей великих евразийцев. Многонациональный казахстанский народ связывает свои надежды именно с взаимной толерантностью, терпимостью и желанием понять друг друга, что является основой культуры вообще. Здесь, в Казахстане, сошлись пути Востока и Запада. Мы надеемся на то, что в отношениях между Россией и Казахстаном останется и разовьётся стремление к взаимопониманию, идущее с давних времён, то, что позволило говорить о едином евразийском пространстве, дающем уникальную силу для народов, живущих в нём.

Похожие материалы:

Подписаться
Уведомить о
18 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Спасибо за материал, очень интересная статья. Однако, хочется поинтересоваться: на чем она основывается? У меня нет возможности ставить под сомнение что-либо, кроме части, касающейся, посольства Тевкелева. В данный момент я изучаю работу Алана Боджера о присяге Абулхаира, где автор приводит Дневник Тевкелева как основной источник информации. Тевкелев пишет, что казахский народ встретил его очень враждебно, угрожая смертью, в связи с чем Абулхаиру приходилось устраивать секретные встречи ночью, чтобы обсудить вопрос присоединения Младшего Жуза. Там же Тевкелев описывает, что Абулхаир лгал о желании старшин добровольно присягнуть империи и что это его сугубо личное желание. Буду благодарна за пояснения и информацию касательно источников.

Сулейманов М.Х., «Когда и почему казахи присоединились к России». -Агенство «Маматай».- Алматы, 2004

Думаю автор бы смог ответить касательно источников. А Дневник Тевкелева где можно посмотреть?

Благодарю за информацию.

Дневник Тевкелева составляет, если мне не изменяет память, пятый том «Истории Казахстана в русских источниках XVI-XX веков» (2004-2007). Алматы. Также отрывки можно прочесть в книге Ерофеевой «Хан Абулхаир» и в вышеупомянутой статье Боджера

Очередная казахская попытка переписать историю и перевоевать языком и пером своих бывших противников. Самое настоящее фэнтэзи. Казахские любители- «историки» в своем репертуаре — если нет фактов….их надо придумать. Типичная ошибка казахских «историков» подменять исторические факты содержащиеся в письменных китайских, русских и мусульманских источниках придуманными сказками и былинами. Когда-нибудь это сыграет с ними злую шутку. Любой серьезный историк скажет вам, что ойраты(джунгары, калмыки) которые создав три государства (Калмыцкое ханство, Джунгарское ханство, Кукнорское(Хошоутское) ханство) 150 лет играли главенствующую роль и определяли геополитику Китая, Тибета, Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Северного Кавказа и Поволжья. Ойраты имея свою регулярную армию вели боевые действия с регулярными армиями Манчжурской империи Цин, Российской империей и государств Средней Азии. Они не раз били и китайские и русские войска, и даже захватили в плен китайского императора. Разрозненные казахские роды не были для них полноценными противниками. Ущемленное самолюбие казахского народа понятно. Но сделанного не воротишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Увы казахские историки-любители выбрали сладкую ложь переписывая историю и снимая на бюджетные деньги киномусор вроде «Кочевника» и пр., которым кормят недалеких казахских обывателей…

показать больше 0 Голосование изменено. Подробнее

Ну хотя бы существование казахов, как этноса, в те времена Вы не будете отрицать? 🙂

Существование и жизнь, это разные вещи. Можно жить, а можно существовать. Вы изучали в школе повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина? Помните калмыцкую сказку которую рассказал в качестве мотива своего восстания вождь восставших Емельян Пугачев русскому офицеру Гриневу, которую сейчас часто цитируют русские люди не указывая авторства? Там, в финале орел сказал вороне :» Чем триста лет жить как ты и питаться падалью, лучше один раз напиться живой крови, а там что дальше Бог даст!». Вот этот финал калмыцкой сказки полностью характеризует психогенетический портрет калмыцкого(ойратского, джунгарского) народа. Лучше ЖИТЬ, чем существовать……

Хорошо написано, много, эмоционально. Но по факту что? Казахи и бешбармак есть, жонгар нет 🙂 И да, отсылка к сказкам и художественному произведению — это сильный ход, очень «логично» на фоне скептицизма к работам казахских историков 🙂

Твои казахские историки современными российскими и другими историками воспринимаются как сценаристы фантастических фильмов «Кочевник», «Номад» и пр.. . Как эт так исчезнувшего этноса? Наши российские калмыки-джунгары, монгольские ойраты-джунгары, китайские ойраты-джунгары живут себе счастливо и не представляют что казах-бола-батыр под кличкой «ВО» их всех уничтожил-зачислил в исчезнувшие этносы. Ойраты(калмыки, джунгары) как жили не тужили так и дальше будут жить и тебя переживут. У тебя видно от казахской псевдоистории крыша поехала? Бывает.

Современными российскими историками? Это которые про 5000 летнюю Русь вещают? Не смеши людей.

Не спрыгивай с темы патриёт. Тебе уже было сказано — читай вашего бывшего казахского ученого-историка Моисеева В.Я. который давным давно дал исчерпывающий ответ на отношения ойратских государств(Калмыцкого, Джунгарского) ханств с казахскими родами-жузами. Чё ты дурака включаешь? Хочешь чтобы я на твоих назарбаевских фолк-хистори- псевдо- историков ссылался?

Проблема в том, что ты вообще ни на кого не ссылаешься:) Троллишь толсто, неуклюже,, КПД ноль.

Да вот тебе на здоровье, читай и наслаждайся — В. А. Моисеев. «Джунгарское ханство и казахи XVII—XVIII вв.». Этот профессор давно преподает в Алтайском госуниверситете и никуда переезжать не собирается. У него было много студентов-казахов и казашек которые занимаются преподавательской деятельностью. И не забивай ты голову заказной назарбабаевской псевдоисторической ерундой, которой он за неимением своей истории хочет сплотить свой шаткий Эль и разжигает межнациональную рознь. Назарбаевы приходят и уходят, а соседи(казахи, русские, калмыки и пр.) остаются всегда. И последнее. Приезжай в Россию в Республику Калмыкию, подойди к любому калмыку и скажи ему что он «исчез» и дождись его реакции хахахаха. Кстати согласно переписи населения у них в Калмыкии проживает немного казахов. На казашках женятся калмыки и имеют от них детей. Можешь с ними связаться через интернет и спросить у этих калмыцких жен-казашек про «исчезнувших» калмыков……..

Межнациональую рознь разжигают только фашиствующие ватники, и к счастью, безуспешно. Приезжай к нам, убедись сам.

Да нет, мой юный казахский друг одурманеный псевдо-казахской официальной назарбабаевской «псевдоисторией». Межнациональную рознь как раз разжигают ваши официальные «псевдоисторики» переписывая свою историю и оскорбляя калмыков и русских. «После драки кулаками не машут». Слыхал такую русскую поговорку? Мужественный человек признает свои поражения и ошибки, а трус будет искать оправдания и переписывать историю……

Это ты сейчас про Россию сказанул. И сам не понял 🙂